В кризисе вокруг Катара есть одна загадочная особенность. В то время как словесная война между коалицией арабских стран во главе с Саудовской Аравией и крошечным эмиратом Катар набирает силу, нефтяной рынок проявляет полное спокойствие, и цены на черное золото даже опустились с отметки 50 долларов за баррель — до уровня в 48,28. Эта маленькая, но важная деталь говорит о том, что нынешний внутриарабский конфликт можно описать названием из одной из пьес Шекспира: много шума из ничего.
Иными словами, никакого риска реальной войны в Персидском заливе не существует, а нынешняя волна эмоций напоминает большую ссору внутри большой и богатой мусульманской семьи, где братья могут начать рукопашный бой, но в итоге они, конечно, помирятся. Так что нежелание нефтяного рынка реагировать на нынешнюю ссору арабских стран с Катаром — это четкий барометр того, что особых потрясений по причине этого конфликта ждать не нужно.
Тем не менее этот конфликт все же привел к определенным изменениям в расстановке сил в регионе Персидского залива. Выяснилось, что к Катару испытывают симпатии сразу в трех столицах — Москве, Анкаре и Тегеране. Наиболее откровенную поддержку Дохе выражает Турция. Накануне парламент этой страны одобрил решение об отправке турецких войск в Катар. Это решение пока имеет чисто символическое значение, однако смысл послания Анкары аравийским монархиям во главе с саудитами таков: если начнется агрессия против Катара, Турция не допустит ущемления суверенитета этой страны и окажет ей необходимую военную помощь.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на пятничном ифтаре в Анкаре, призвал лидеров и народы стран Персидского залива "избежать братоубийственной войны, которая может привести к дестабилизации и эскалации напряженности в регионе". По словам президента, нельзя тратить силы на решение внутренних проблем, когда на повестке дня стоят вопросы будущего региона. "Турция продолжит оказывать Катару всяческую поддержку", — заявил Эрдоган, подчеркнув, что подобная ситуация затмила радость Рамадана. По его словам, мусульмане региона и других стран проводят месяц Рамадан, мечтая о мире, спокойствии и хлебе насущном. Глава государства также выразил сожаление в связи с ростом напряженности между братскими странами Персидского залива.
Эксперты напоминают, что потепление отношений между Турцией и Катаром произошло ровно за год до прихода к власти в Турции партии Эрдогана: в 2001 году эмир Катара Хамад бин Халифы Аль-Тани совершил официальный визит в Анкару, в ходе которого стороны заложили правовую базу для экономического и военного сотрудничества. Спустя четыре года, в апреле 2005, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган посетил с визитом Доху, где договорился о дальнейшем углублении сотрудничества.
В Москве также хотят помочь Дохе. Накануне министр иностранных дел Катара Мухаммед бен Абдель Рахман Аль-Тани встретился в Москве с российским коллегой Сергеем Лавровым. По словам главы МИДа РФ, Москва "с беспокойством" восприняла изоляцию Катара и ухудшение отношений между своими партнерами. Тем не менее, отметил он, Россия принципиально не будет вмешиваться в ситуацию, а лишь призывает разрешить все противоречия за столом переговоров. В свою очередь глава МИДа Катара поблагодарил России за ее содействие в преодолении" наложенных на страну санкций. Он подчеркнул, что Доха "ценит подобное сотрудничество".
Впрочем эксперты напоминают, что в начале 2000-х годов отношения между Россией и Катаром были очень напряженными. В марте 2004 года Катар объявил персоной нон грата первого секретаря посольства России в Дохе Александра Фетисова. Этот демарш произошел на фоне расследования убийства чеченского террориста Зелимхана Яндарбиева, джип которого был взорван 13 февраля 2004 года в Дохе. В ходе расследования этого убийства катарские спецслужбы арестовали также двух российских граждан в Катаре. Москва тогда обвинила Доху в поддержке чеченских сепаратистов и террористов.
Однако вернемся к нынешнему конфликту вокруг Катара. В то время как Иран, в сотрудничестве с которым обвиняют Доху, держит паузу и не делает эмоциональных заявлений о дружбе с катарским эмиром, Вашингтон уже не смог сохранить выдержку и выступил с серьезным заявлением. Дональд Трамп неожиданно обвинил Катар в "финансировании радикальной идеологии". 45-й президент США потребовал от Дохи "незамедлительно прекратить поддержку экстремизма".
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон призвал Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива ослабить блокаду Катара, которая может привести к непредвиденным гуманитарным последствиям и повлиять на борьбу коалиции США с ИГИЛ (эта организация запрещена в России). "Мы ожидаем, что эти страны немедленно предпримут шаги по деэскалации ситуации и приложат все усилия для разрешения претензий, которые имеют друг к другу", — заявил Тиллерсон в пятницу журналистам.
После этих слов Тиллерсона смысл спектакля, затеянного сейчас США на Аравийском полуострове, становится более понятным.