На встрече с руководителями международных информационных агентств президент РФ Владимир Путин указал на одно обстоятельство: Запад использует проблемы ракетно-ядерного оружия Ирана и Северной Кореи в качестве предлога для создания глобальной системы ПРО и продвижения ее элементов к российским рубежам. В связи с этим возникает вопрос: не являются ли Тегеран и Пхеньян естественными, хотя, может быть, и невольными союзниками Запада?
Наше издание уже писало о том, что территория России оказывается в центре кольца конфликтов. Писали мы и о практически сплошной линии ядерных или околоядерных государств вдоль наших южных рубежей. Казалось бы, возникновение этой ядерной дуги — результат самостоятельного стремления азиатских стран к обладанию атомным потенциалом. Но давайте кое-что вспомним.
Когда в конце прошлого века Индия произвела свое первое испытание ядерного оружия, это стало неожиданностью для всего мира. В частности, обращала на себя внимание реакция США: там недавно пришедшая к власти администрация Джорджа Буша-младшего разводила руками и негодовала по поводу "провала" американской разведки, которая, якобы просмотрела проблему. Совсем так, как это произошло потом с терактами 11 сентября 2001 года.
Но позвольте: как можно было не заметить приготовления к ядерным испытаниям? Это совершенно невозможно, тем более для такой машины спецслужб, как американская. Нет и не может быть ни малейшего сомнения в том, что Вашингтон был полностью в курсе происходящего. Но он делал вид, что ничего не ведает. Почему, зачем?
Ответ не заставил себя ждать: в ответ на индийские атомные взрывы прогремели аналогичные взрывы в Пакистане. На пакистанские испытания Запад отреагировал гораздо проще; он отнесся с пониманием к стремлению Исламабада не отставать от Нью-Дели.
Однако для России все это создало совершенно новую ситуацию: в мире появились сразу две новые ядерные державы, расположенные к югу от нашей территории России (вдали от Европы и на другой стороне земного шара от США). Значит, потенциальные угрозы для РФ многократно возросли, а для Америки — остались прежними.
Все это произошло в период беспрецедентной слабости российского государства, которое не имело возможности ни предупредить появление этих угроз, ни купировать их. Однако это поставило на повестку дня вопрос об ответных мерах, способных сбалансировать новые риски. Для нас это означало отвлечение ресурсов от целей развития.
Якобы оправившись от индийского шока, США и Запад тут же разглядели "новинку" — иранскую ядерную программу. Но она была отнюдь не нова: Иран еще до исламской революции вместе с Израилем работал над созданием ракетно-ядерного арсенала. Новый режим просто возобновил эту деятельность; правда, без Израиля.
Вашингтон тут же раздул проблему до невероятных масштабов и задался целью ни в коем случае не допустить появления атомной бомбы у "режима аятолл". Началась многолетняя санкционная сага: Ирану одну за другой перекрыли, казалось бы, все возможности для нормального функционирования экономики, не то что создания ядерного оружия. Но парадоксальным образом, Иран не только выжил, но и вышел на рубеж, за которым обладание такого оружия стало вопросом нескольких лет или даже месяцев.
Как это случилось? Неужели США и Запад, к которым присоединилась и Россия, не могли сделать так, чтобы Тегеран действительно не превратился в околоядерную державу? Думается, вполне могли, если бы поставили себе такую цель, если бы наряду с санкциями и мощным внешним давлением открыли бы иранцам альтернативные пути экономического и технологического прогресса, не загоняли бы (или не поощряли бы?) его к самоизоляции. Ведь ситуация, в которой оказался Тегеран, способствовала консолидации нации и мобилизации ее усилий на достижение цели, обеспечивающей реальную независимость.
Запад не мог этого не понимать. И он прекрасно видел, как каждый шаг по ужесточению санкций против Тегерана очень быстро приводил в новым и новым успехам иранских усилий. Не будет преувеличением сказать, что санкциями Запад буквально выковал ядерный меч для Ирана.
Допустим, что у ИРИ до сих пор нет ракетно-ядерного оружия. Допустим. Но он способен обзавестись им практически в любой момент. Посмотрите на карту: насколько близок Иран от российской территории — и насколько он далек от США и Европы. На кого направлена иранская ракетно-ядерная угроза (пока потенциальная)? Правильно, на Россию.
Но почему же реакция Запада на иранское ядерное оружие отличается от реакции на индийское и пакистанское? Да потому что иранские ракеты могут долететь до европейских стран НАТО, не говоря о Турции. Это обстоятельство делает Иран источником угроз для Североатлантического альянса и дает основание создавать систеу ПРО, формально нацеленную на Иран. И не имеет значения, есть ли у него ядерные ракеты или нет: важно, что они могут у него быть.
Это значит, что Иран — абсолютно законный предлог для размещения элементов глобальной ПРО в Европе. Это военная логика: любая угроза — реальная или потенциальная — должна быть отражена. И с этой точки зрения не имеет значения, попадает ли Россия в прицелы американских противоракет в Европе. Если попадает — тем хуже для нее…
А теперь оцените результаты многолетней игры Запада с Ираном: Россия получает потенциальную иранскую ракетно-ядерную угрозу (в дополнение к индийской и пакистанской) и к ней в придачу угрозу со стороны ПРО в Европе.
Всю эту историю можно полностью транслировать и на ситуацию вокруг Северной Кореи. Точно так же, буквально из ниоткуда, появляется еще одна ядерная держава, потенциал которой был создан несмотря на санкции (или, наоборот, благодаря им), давление, угрозы и тому подобное со стороны США. Разница только в том, что Тегеран отрицает наличие у него атомной бомбы, а Пхеньян не стесняется демонстрировать ее. Еще одна деталь отличия — это угроза американским союзникам не в Европе и Малой Азии, а на Японских островах и Корейском полуострове.
Остальное же все совпадает, в том числе и реальная угроза России: корейские ракеты добивают чуть ли не до Урала. И совершенно точно так же на Дальнем Востоке возникает и ширится район развертывания элементов американской глобальной системы ПРО.
Таким образом, США и Запад с одной стороны, Иран и КНДР с другой, получают каждый то, что хотел: одни — систему ПРО, угрожающую России, другие — ракетно-ядерное оружие, тоже угрожающее России. Может быть, никто из них не имел в виду угрожать нашей стране. Может быть, каждый из них был искренен в своих стремлениях, будь то к обладанию гарантией суверенитета и независимости, будь то к защите собственной безопасности от "безответственных" режимов. Может быть, они никак не координировали свои действия; может быть, они придут к согласию между собой и перестанут угрожать друг другу. Может быть…
Но угрозы России — со стороны ИРИ и КНДР (и Индии, и Пакистана) и со стороны систем ПРО в Европе и Азии — останутся.