Ситуация в Венесуэле накалилась до предела. Число погибших в ходе акций протеста растет. Власти прибегли к использованию армии для подавления беспорядков. США заявили о намерении вынести проблемы этой латиноамериканской страны на обсуждение Совета безопасности ООН. На этом фоне Москва предложила Каракасу свое содействие в урегулировании кризиса.
Как заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, "если участие России в нормализации внутренних процессов в Венесуэле будет востребовано, предоставим содействие в том объеме, о котором нас попросят". Эти слова настораживают. Несколько упрощенно говоря, они заставляют задаться вопросом: не превратится ли Венесуэла во вторую Сирию? О каком объеме российского участия может идти речь? О чем может попросить Кремль президент Мадуро? И следует ли России положительно отвечать на любые его запросы?
Конечно же, за всеми этими вопросами скрывается главная озабоченность: не станет ли Россия посылать свои вооруженные силы для помощи режиму Мадуро?
Надо надеяться, что нет. Ибо такое решение стало бы крупнейшей ошибкой.
Нет особой необходимости доказывать данный тезис. Венесуэла гораздо дальше от наших рубежей, чем Сирия, и использование ВС там, в Латинской Америке, вдали от собственных баз, будет и непозволительно дорого, и едва ли вообще осуществимо. Кроме того, непосредственно силовое участие РФ в решении проблем Ближнего Востока в целом объективно обосновано и понятно обществу. Необходимость подобных действий в Венесуэле будет очень сложно объяснить россиянам. Тем более, с учетом огромных финансовых затрат.
Одним словом, такой вариант нашего участия в венесуэльских делах следует сразу отмести. Думается, что и господин Мадуро вряд ли решится попросить об этом, даже несмотря на свой темперамент и на критичность положения. Хотя полностью исключать его попыток в этом направлении тоже нельзя.
Так о чем может идти речь?
Наиболее адекватным представляется вариант российского посредничества в переговорах между режимом и оппозицией, причем в рамках региональных усилий, то есть, в составе международной группы посредников с участием таких стран как Куба, возможно — Эквадор, Боливия, Никарагуа (наиболее близких России латиноамериканских государств). Подобный формат позволил бы Москве укрепить и развить систему связей в Латинской Америке, направить усилия на формирование региональной коалиции, готовой разделить с нею ответственность за поддержку Венесуэлы.
Это было бы логично в настоящий момент, особенно если обратить внимание на оценку российско-латиноамериканских отношений, данную послом Кубы в РФ. "Что касается отношений РФ с нашими странами, с нашим континентом, то я могу сказать, что они переживают лучшие моменты в своей истории, замечательные моменты", — сказал посол Эмилио Лосада Гарсия. Если это действительно так, то моментом нужно пользоваться!
При этом следует отметить, что схожую логику действий предлагает и Вашингтон. Американцы, судя по всему, взяли курс на формирование собственной коалиции латиноамериканских стран с тем, чтобы также создать международный механизм урегулирования венесуэльского кризиса. Так, президент США Дональд Трамп заявил о готовности работать над этим вместе с партнерами по Западному полушарию. Одновременно представитель США при ООН Никки Хейли призвала заняться венесуэльскими делами Совбез этой всемирной организации, дабы сработать на опережение и не позволить ситуации перерасти в полномасштабный гражданский конфликт.
В этом контексте становится достаточно очевидно, что вокруг Венесуэлы может начаться формирование двух различных коалиций: проамериканской и антиамериканской. Причем эта последняя совершенно не обязательно будет пророссийской, хотя и с участием России.
Дело в том, что Россия — при всем прекрасном качестве ее нынешних отношений с Латинской Америкой — не является главным конкурентом США на континенте. Это место было некогда занимал Советский Союз. Теперь же его занимает Китай.
КНР совсем не спешит вмешиваться в венесуэльский или любой иной конфликт в регионе, не делает громких заявлений и избегает однозначных определений. Он продолжает использовать излюбленную тактику "обезьяны на горе", предоставляя Москве право противостоять Вашингтону. Китайцы будут с одинаковым удовольствием углублять экономические отношения с обеими региональными коалициями. И наверняка сумеют улучить момент для того, чтобы предложить Латинской Америке, утомленной расколами и противостояниями, собственное посредничество.
Но это будет уже на следующем этапе.