Турецкая разведывательная служба сообщила, что боевики группировки "Исламское государство" готовят атаки на корабли ВМФ России, проходящие через пролив Босфор. Силы безопасности Стамбула взяли под наблюдение 146 точек в районе Босфора, откуда может быть совершено нападение. Возможную угрозу в программе "Диалоги" обсудили обозреватели "Правды.Ру" Айдын МЕХТИЕВ и Саид ГАФУРОВ.
— Подобная информация вызывает обеспокоенность в связи с тем, что один раз мы уже видели провал турецкой спецслужбы, когда произошло жестокое убийство российского посла в Анкаре. И вот теперь ситуация в проливе Босфор, идут разговоры об ударе ракетами. На что это намек?
— Все просто: в Турции финансовый год начинается первого января. Турецкие спецслужбы специально слили такую информацию, чтобы им дали побольше денег для обеспечения безопасности Босфора. Это совершенно нормальное бюджетное мероприятие. Для нас это даже хорошо, потому что корабли обычно должны проходить в Босфор с зачехленным оружием; а сейчас, какие бы современные американские ракеты они ни притащили, наши системы ПВО должны сработать: радары все отслеживают, не пропуская никого постороннего.
Турецкие спецслужбы только заработают. В такой ситуации никакой парламентарий не рискнет сказать: "У нас бюджетный кризис, давайте не будем сейчас увеличивать расходы на спецслужбы". Нет, сейчас все прокричат "Давай!", и береговая оборона подчинится. Скорее всего, это была специально подстроенная утечка информации.
— Год назад, 9 мая 2016 года, турецкая ведущая газета "Хуррият" сообщала о том, что Босфор пересек российский корабль с двумя замаскированными танками на борту. Турецкая сторона восприняла это с некоторым недоверием и угрозой, с подозрением на какие-то скрытые мотивы у России. На тот момент стороны еще не помирились, между Анкарой и Москвой чувствовался холод. Сейчас другая история. Вы считаете, что это предупреждение турецкой стороны позволяет российским кораблям пересекать Босфор, но уже в полной экипировке?
— Я думаю, что об этом будут дополнительно договариваться. Конвенция Монтре предполагает свободный проход, но на военные корабли есть ограничения. Не стоит забывать, что за каждый проход такого корабля турки получают приличные деньги, а российские военные корабли, которых часто ходят из Крыма, из Севастополя в Сирию, в Тартус, там бункируются. Восточное Средиземноморье — отличное место для турецкого бизнеса. Россия, Украина, Болгария и Румыния имеют выход в Черное море, как и Турция. А проход наших военных кораблей дает существенную часть денежных поступлений в их казну. Но посмотрим, что они дальше сделают. В турецком бюджете, видимо, как и у нас, есть единый раздел "Обороноспособность и безопасность". Денег надо все больше, и надо постараться всеми путями их достать, вытащить. Внутри, между министерством обороны, между береговой охраной, между спецслужбами, идет передел. В условиях войны, больших потерь и ввиду того, что игиловцы смогли сжечь суперсовременные немецкие танки "Леопард", которые принадлежали туркам, армии Турции сейчас нужно перевооружаться.
— В начале мая в Сочи пожали руки президенты России и Турции. Вроде бы обо всем договорились, кроме томатов, все ограничительные меры отменили. И вдруг через два дня Ростуризм говорит, что Росавиация отозвала свое письмо о возможном запрете чартерных рейсов в Турцию, однако Ростуризм сообщает, что в направлении аэропорта Анталии, на который приходится львиная доля туристов (80%), оно не было отозвано. Другими словами, Росавиация сохранила в подвешенном состоянии Анталию. Теперь заволновались турецкие магнаты от туризма, потому что огромная доля их прибыли — это именно российские путешественники. Есть ли что-то действительно серьезное в истории с Босфором и Анталией? Или проблема натянута?
— Конечно, натянута. Анталия на самом деле совершенно не безопасна. Стоит только дать возможность, и ИГИЛ или "Аль-Каида" собьют самолет с нашими туристами, автоматически получив огромное дополнительное финансирование, ведь это будет тот самый успех, за который боевики так радеют. С одной стороны, нельзя уступать террористами, нельзя показывать, что мы их боимся, а с другой — это действительно опасно. И если турки разрешают залетать в соседние аэропорты, а в Анталию — нет, значит, есть какие-то основания полагать, что именно Анталия с точки зрения соображений безопасности не очень надежна. Но хочется еще раз подчеркнуть: сбить русский самолет с туристами — это большие дополнительные деньги для любой террористической организации. Не нужно про это забывать.