На официальном сайте президента Украины 16 мая появился указ о новых санкциях в отношении России: Петр Порошенко ввел в действие соответствующее решение СНБО от 28 апреля.
В новый "расстрельный" список попали 1228 физических и 468 юридических лиц. Среди них гендиректор МИА "Россия сегодня" Дмитрий Киселев, президент медиахолдинга "Красная звезда" Алексей Пиманов, главный редактор "Российской газеты" Владислав Фронин, академик Сергей Глазьев, певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон (его лишили наград и звания народного артиста Украины). Всем им минимум на год запрещен въезд в Украину. То есть лелеется надежда, что по аналогии со шкодником, поставленным в угол, они осознают свою вину и покаются?
В черный список попали и бывшие главные редакторы российских изданий, хотя указаны они как действующие: Александр Потапов ("Известия") и Алена Березовская ("Украина. ру").
Но украинцев еще более возмутило то, что Порошенко посягнул на свободу своих граждан и одобрил предложенные советом национальной безопасности имени Турчинова блокировку соцсетей "В контакте" и "Одноклассники", сервисов поисковика "Яндекс" и доступа к сайту Mail. ru. Также на три года заблокированы сайты антивирусных компаний "Лаборатория Касперского" и Dr. Web. Продлены на год санкции против российских телекомпаний: "ТВ-центр", "РБК", ВГТРК, "НТВ-плюс", "Звезда", "ТНТ", "РЕН", "ОТР".
"Одним этим шагом Петр Порошенко нанес страшный удар по свободе слова на Украине. Это непростительное нарушение права украинцев на получение информации по их выбору. ЕС и другие международные партнеры Украины должны немедленно призвать Украину отменить его. Это еще один пример той легкости, с которой Порошенко неправомерно пытается контролировать публичный дискурс на Украине", — заявила исследователь украинской правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Купер.
А руководитель немецкого отделения международной неправительственной организации "Репортеры без границ" Кристиан Мир полагает, что решение Порошенко — это неприемлемая атака на свободу слова и свободу информации. По его словам, социальные сети также важны для свободы прессы, потому что люди могут общаться и обмениваться мнениями на этих сайтах.
А как отреагировали на решение президента украинские политики?
МВД Украины еще в середине февраля призывало запретить на Украине российские социальные сети "В контакте" и "Одноклассники". По словам советника главы МВД Зоряна Шкиряка, эти ресурсы "полностью подконтрольны и руководятся российскими спецслужбами".
"Эти соцсети отравляют сознание молодых людей 10-25 лет. Поэтому я всячески поддерживаю решение СНБО и президента, направленное против информационного террора", — заявила говорящая голова министра Арсена Авакова (сам он больше общается со своей паствой через "Фейсбук").
Еще один надуманный повод для блокировки российских соцсетей — это наличие в них большого количества террористов из ДНР и ЛНР. Видимо, охранители государственной безопасности никогда не пытались в поиске "Фейсбука" задать, например, "ДНР". Выданный результат их бы немало удивил и даже шокировал.
А вот еще один помощник фейсбучного министра МВД — Антон Геращенко — сообщил журналистам по секрету, что АНБ следит за всеми американцами, которые заходят на сайты ДАИШ, чтобы предотвратить теракты. "Но бюджет АНБ равняется 30 миллиардам долларов — это больше украинского, поэтому мы вынуждены выбрать арабский вариант, где закрыты все порносайты", — сказал депутат. По этому образцу арабов и бедная Украина вынуждена блокировать российские сайты. Но возникает вопрос: так Украина — это европейская страна или азиатская? Попутно Геращенко пожаловался на то, что его детище (печально известный сайт "Миротворец") заблокирован в РФ.
Украинских соцсетей как таковых нет. Поэтому граждане страны пользуются иностранными. По данным аналитической компании Gemius, сайтом "В контакте" на Украине пользуются пять с половиной миллионов человек, "Одноклассниками" — три миллиона, а "Фейсбуком" — два с небольшим миллиона человек. Они входят в десятку самых посещаемых сайтов в украинском Интернете.
Но возможна ли эта самая блокировка, о которой мечтают Порошенко и его вассалы?
"Для полного блокирования российских сайтов потребуется около двух лет и один миллиард долларов, — прокомментировал председатель правления Интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко. — Скорее всего, мы будем блокировать не сайты, а всю автономную систему, на которой находятся эти ресурсы и другие платформы, не перечисленные в санкциях. Пользователь в конечном результате будет лишен не только доступа к таким сетям, как "В контакте", но и к другим платформам, которые находились в этой системе".
Однако, по его словам, блокировку можно будет обойти. "Да, это возможно, и уже доказано временем, что тот самый "китайский золотой щит" не является проблемой сейчас", — пояснил эксперт.
Но персоналии и соцсети — это еще не все, на что покусился украинский президент. Его запрет коснулся и бухгалтерской программы "1С", а также антивирусных компаний "Лаборатория Касперского" и Dr. Web. Непонятное на первый взгляд смешение в кучу молока и огурцов может иметь вполне логичное объяснение. Возможно, Порошенко имеет гешефт от будущего насильственного внедрения американских или отечественных программ, аналогичных запрещаемым. Поговаривают, что главный кондитер приобрел в свой актив и акции Цукерберга. Как говорится, только бизнес, ничего личного.
14 мая Порошенко заявил на своей пресс-конференции: "Я абсолютно убежден, что такой уровень свободы, который есть сейчас, в том числе и для гражданского общества, этот уровень беспрецедентный. Никогда за всю историю Украины наша страна не имела такого уровня свободы, в том числе и в отношении журналистов".
Так в рамках этой самой свободы и блокируются один из крупнейших почтовых серверов мира, социальные сети, в которых общаются миллионы людей всей планеты, самый удобный для многих пользователей поисковик? Как говорил товарищ Саахов, к чему эти мелкие жертвы? Может, вообще Интернет ликвидировать — и оставить один порошенковский "Пятый канал"?
Украинские пользователи просто взорвались от возмущения. "А запрет "Одноклассников" и "В контакте" — это та самая свобода слова, о которой господин президент говорил на пресс-конференции, или будут еще какие-то доказательства?", — задался риторическим вопросом журналист Александр Дубинский.
Нашла в запрете "положительные моменты" и редактор Наталья Соколова: "Наконец-то я теперь смогу без страха ходить по темным, ухабистым улицам, не бояться квартирных воров и не следить за курсом доллара в обменках. Я уже на себе ощущаю дыхание безопасности и благополучия".
Бизнесмен Александр Деркач обращает внимание на то, что вместе с "Одноклассниками" запретили самую популярную бухгалтерскую программу "1С", на которой работает 80% украинского бизнеса.
Блогер Александр Зубченко еле сдерживается от крепких народных выражений: "Ребята, правда все равно будет доступной. Можно запретить "В контакте", "Одноклассники", забанить "Яндекс.Такси". Но как забанить мозг, душу? Вы видите, как они боятся. Даже "1С-бухгалтерии". Это абсолютно предсказуемо. Режим должен самоизолироваться, поскольку ему не под силу противостоять правде своей альтернативной идеологией. Но правду, как и людей, не забанишь. В чем сила, друзья?"
Экономист Сергей Саливон предлагает на этом не останавливаться: "Надо оставить один расово правильный ТВ-канал и один канал радио — для репродукторов! А в целях развития демократии нужен указ об общеобязательных двухминутках ненависти!"
Телеканал NewsOne вчера провел оперативный опрос своих зрителей по поводу будущего запрета. 92% опрошенных высказались против него. А на сайте президента, где был опубликован этот пресловутый указ, уже зарегистрировано около полусотни петиций граждан с требованием его отмены.