Накануне визита Дональда Трампа в Саудовскую Аравию стало известно, что Эр-Рияд намеревается вложить в экономику США 40 миллиардов долларов. Окупятся ли эти деньги? И что потребует Трамп за то, чтобы принять их?
История взаимоотношений Трампа с Королевством Саудовская Аравия (КСА) коротка, но полна драматизма. Достаточно вспомнить, как миллиардер, еще будучи кандидатом в президенты, заявлял о готовности отказаться от закупок саудовской нефти. При этом он обвинял Эр-Рияд примерно в том же, в чем и его предшественник Обама: в желании решать свои проблемы за чужой счет. Обама называл их "безбилетниками". Трамп же говорил буквально следующее: "Мы не получаем ничего в обмен на те гигантские услуги, которые мы предоставляем по обороне некоторых стран. И Саудовская Аравия — одна из них".
"Ничего" — это несколько преувеличено. Саудиты исправно покупали американское оружие на миллиарды долларов, обеспечивали функционирование мирового нефтяного рынка в соответствии с интересами американских компаний, предоставили Вашингтону военные базы, регулярно вливали немалые средства в партийные кассы как республиканцев (с которыми у них особо теплые отношения), так и демократов. Да мало ли что еще? Всего не упомнить.
Правда, КСА нанесла удар по американской отрасли добычи сланцевой нефти. Но, судя по всему, сама этому не рада: слишком дорогую цену пришлось за это платить.
Однако Трамп был непреклонен. Едва ступив в Белый дом, он вновь заговорил о "неоплатном долге" саудовской монархии перед американскими благодетелями, сказав как-то перед камерами, что за все, что сделали США, они не получили взамен "ни единой нефтяной вышки".
Новый американский президент не сделал ничего, чтобы как-то помешать подаче исков против КСА со стороны родственников жертв теракта 11 сентября 2001 года в рамках принятого при Обаме закона. Несмотря на то что никаких свидетельств причастности официальных лиц королевства к организации этой трагедии не было предоставлено, тем не менее иски были поданы. Американцев не испугали угрозы Эр-Рияда распродать в отместку за это саудовские активы в Америке на сотни миллиардов.
Тучи не рассеивались. И в конце апреля Трамп вновь заявил в одном из интервью: "Если честно, Саудовская Аравия не была честна с нами, ведь мы тратим колоссальное количество денег на ее защиту".
Казалось бы, дело плохо. Некогда близкие, дружеские отношения между США и их верным вассалом Саудовской Аравией испорчены всерьез и надолго.
Но нет ничего вернее народной мудрости: милые бранятся — только тешатся. На поверку все оказывается не так у них безнадежно.
Вступив в должность, Трамп обрисовал контуры своей ближневосточной политики. В общих чертах, речь идет об арабо-израильском блоке против Ирана. Для саудитов это весьма приемлемо, ведь они уже давно считают Иран своим врагом. А дружба с Израилем? Ну что ж, при наличии общего противника все возможно!
Наверняка этот план обсуждался в ходе визита в Вашингтон преемника наследного принца КСА Мухаммеда бен Салмана. Он же со своей стороны не мог не предложить американцам заманчивую перспективу поучаствовать в затеянных им реформах, а именно — в приватизации части нефтяного гиганта "Сауди Арамко" и в перевооружении саудовской армии. Все это сулит американским компаниям многомиллиардные контракты.
Это, по-видимому, заставило Трампа потеплеть к "нечестным" саудитам, и он решил сделать весьма символичный шаг: первый свой зарубежный визит нанести именно в Эр-Рияд.
По восточным меркам — это величайшая честь. Хозяин Белого дома едет не в Европу, не к соседям по континенту, не в Китай, а в Королевство Саудовская Аравия, и только потом — в Израиль! Это дает саудитам статус первого американского союзника в регионе, что автоматически означает и гарантии безопасности, и особо доверительные отношения, и поддержку режима, и участие в реформах.
За такую честь нужно чем-то отплатить. И вот саудовцы объявляют о желании вложить в экономику США 40 миллиардов долларов. И не куда-нибудь, а в инфраструктурные проекты, инициированные Дональдом Трампом. Эр-Рияд будет оплачивать создание множества рабочих мест для американцев и вносить свой посильный вклад в реализацию мечты Трампа: вновь сделать Америку великой!
Но чтобы Трамп милостиво принял этот дар, КСА должна будет нарастить объемы закупок оружия, отдать американцам часть своей нефтяной отрасли, забыть о перспективах улучшения отношений с Ираном и окончательно превратиться в антииранский плацдарм, а также начать открыто сотрудничать с Израилем.
Но это все ерунда! Лишь бы Вашингтон не потребовал легализовать гомосексуализм и разрешить саудовским женщинам иметь паспорта и водить автомобили.