Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян выставил ультиматум в отношении авиасообщения между Украиной и Россией. По его мнению, оно может быть восстановлено только после того, когда Москва вернет Киеву... Крым, Донбасс, Кубань и остальные некогда захваченные Россией украинские территории.
"Мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани", — заявил глава транспортного ведомства и добавил, что он также ждет возвращения "других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время".
Напомним, что запрет на посадку самолетов российских авиакомпаний в украинских аэропортах, а также их пролет над территорией Украины, был введен в конце сентября 2015 по личному распоряжению тогда еще премьера-министра Арсения Яценюка. Он практически процитировал героя Фрунзе Мкртчяна из "Мимино", высказавшись в том смысле, что такую личную неприязнь испытывает к триколорам на российских самолетах в Борисполе, что кушать не может. Украине пришлось спасать главу своего кабмина.
Под запретительный указ молодого миллиардера попали сначала "Аэрофлот", "Трансаэро", "Якутия", S7 Airlines, которые без разрешения Киева летали в Крым. Минтранс России логично и ожидаемо принял ответные меры, запретив пяти украинским авиакомпаниям — МАУ, YanAir, "МоторСич", а также WizzAir-Украина и "Днеправиа" (две последние уже не существуют) — совершать полеты в РФ. Украинское министерство инфраструктуры, вспомнив известный анекдот, выразило свое недоумение: а нас-то за что? В итоге, с 25 октября украинское небо было закрыто уже для всех российских авиакомпаний.
Это все печально, и конца этому безобразию пока, увы, не предвидится. Эксперты утверждают, что от этих взаимно-глупых санкций страдают обе стороны. Российские авиакомпании при этом пострадали больше, так как они выполняли 75% всех рейсов между двумя странами. Реальные последствия украинских санкций ощутили на себе "Аэрофлот", S7 Airlines и Utair.
Ущерб компании "Международные авиалинии Украины" оценивается в более, чем в 35 миллионов долларов в год. В убытке также и украинские аэропорты — они теряют на отказе в гостеприимстве российским лайнерам от 10 до 20 миллионов долларов в год. В Борисполе, главном аэропорту страны, на российское направление приходилось 10% всего пассажиропотока; то есть аэропорт сейчас не досчитывается более 300 тысяч пассажиров. Международный аэропорт "Киев" (более известный как Жуляны) из-за ухода российских авиакомпаний потерял около трех с половиной миллионов долларов.
Кроме того, пострадало и государственное предприятие по обслуживанию воздушного движения "Украэрорух", которое управляет всеми диспетчерскими службами страны. Ведь авиакомпании, пролетающие через воздушное пространство Украины, обязаны платить сервисный сбор за сопровождение диспетчерами по воздушным трассам. Взаимные запреты больно ударили по "Украэроруху"; сейчас он не досчитывается примерно десяти миллионов долларов в год. Ведь российские авиакомпании, выполняющие рейсы, например, из Москвы на Кавказ и Крым, теперь вынуждены облетать территорию Украины. Увеличилась и продолжительность этих рейсов — самолеты находятся в воздухе на 40 минут дольше.
И, разумеется, пострадали те пассажиры, которые теперь вынуждены летать из Киева в Москву и обратно транзитом. Так что запрет имени Яценюка привел к значительному увеличению времени в пути и подорожанию авиабилетов. Кстати, примерно 75% из этих путников являются гражданами именно Украины, которые горячо благодарят бывшего премьера за доставленное им "удовольствие".
Запрет авиаперелетов между Украиной и Россией ощутили на себе все: авиакомпании, аэропорты и, разумеется, пассажиры. Зато выгоду от этого взаимного глупого запрета получила белорусская авиакомпания "Белавиа", осуществляющая теперь три раза в день транзитные рейсы из Внуково в Жуляны через Минск. Оказавшиеся в практически маразматической ситуации пассажиры этих рейсов теряют свои деньги и время. Но при всем этом железнодорожное сообщение между двумя странами продолжается: ежедневно из многих украинских городов в Москву отправляется до семи поездов.
Однако вернемся к теме, поднятой Владимиром Омеляном, и напомним о том, что еще в июне 2016 глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский заявил о том, что Украина должна вернуть себе исконно украинские земли, в том числе Брянскую, Воронежскую, Ростовскую области, а также Краснодарский край. Депутат Госдумы от Брянской области Петр Романов тогда посоветовал Жебривскому обратиться к истории: "Если мы взглянем с вами на карту 1917 года, то увидим, какой была маленькой Украина, и какой она стала, когда большевики, руководствуясь самыми гуманными принципами, наделили ее громадными землями".
На слова Владимира Омеляна отреагировал и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Он порекомендовал украинскому министру "не дразнить казачество, которое всегда защищало Кубань как часть российской земли". Кондратьев также заявил о готовности отправить Омеляну партию учебников по истории и географии для восполнения пробела в знаниях. Глава Кубани добавил, что регион никогда не принадлежал и не будет принадлежать Украине.
Возможно, в украинском правительстве подобным "патриотическим" заявлением решили кинуть ложку дегтя в бочку меда, когда украинцы в День Победы вместе с россиянами и жителями многих других стран приняли участие в памятной акции "Бессмертный полк". Как знать…