Типичное зрелище на некоторых избирательных участках Франции после второго тура президентских выборов: двое граждан арабского происхождения распевают песню с припевом: "Мы поставили Францию на колени!" Смысл очевиден: победу Эммануэля Макрона предместья расценили как свою победу. Это неудивительно; особенно с учетом того, что представители кругов, близких к исламистским, призывали голосовать за новоиспеченного президента. Не секрет, что даже министр иностранных дел Алжира говорил французским гражданам алжирского происхождения отдать голоса за господина Макрона.
Как печально шутят правые, Франция теперь имеет новое воплощение того же Франсуа Олланда, только выступающего с еще более жесткой программой. И хотя, согласно официальному подсчету, за победителя отдали голоса якобы 66,6% избирателей, все же следует учесть, что в выборах восьмого президента Пятой республики не принимали участие 24,67% избирателей, которые просто не явились на свои участки. К этой цифре следует добавить еще почти четыре миллиона голосующих, представивших пустые бюллетени, то есть проголосовавших против всех (французское законодательство такое пока допускает). Таким образом, вряд ли стоит говорить, что новый хозяин Елисейского дворца олицетворяет реальное большинство электората своей страны.
Следует отметить, что первая речь, произнесенная Эммануэлем Макроном на правах избранного главы государства, изобилует четкими и жесткими формулировками, подчеркивающими преемственность курса Макрона относительно политической линии его предшественника Олланда. Чего стоит утверждение о том, что Франция продолжит нести демократию всему миру! Высказывание более типичное для идеологии США, нежели Франции. Не менее важен и намек на защиту гуманитарных ценностей, то есть ЛГБТ и других "чувствительных" категорий граждан. К основополагающим пунктам программы лидера движения "Вперед!" можно также отнести и откровенный либерализм, нацеленный на защиту крупного капитала. Так, Эммануэль Макрон обещал снизить налог на прибыль юридических лиц. В то же время он намерен увеличить число преподавателей в школе, чтобы в одном классе обучались не более 12 человек. Кроме того, в его президентскую программу входит снижение дефицита французского бюджета до трех процентов. В настоящее время задолженность Франции составляет почти 97% от уровня годового ВВП, а согласно индикаторам МВФ, при уравновешенной экономике задолженность не должна превышать 25% от уровня годового ВВП. Надо добавить, что председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер уже обратился к новому президенту Франции с официальным приветствием. В своем послании он напомнил, что Франция обязана сократить траты на публичный сектор, которые составляют до 57% ее годового ВВП. Все вышеприведенные пункты означают большие права, предоставленные крупным компаниям, которые будут платить меньше налогов. Это также говорит об увеличении налогового бремени на рядового налогоплательщика, так как государство должно будет выполнять предписание Европейской комиссии.
Чтобы создать теперь новые налоги и продолжить либеральную политику по приему новых иммигрантов, а именно такими были намерения нового президента, ему надо будет получить парламентское большинство. Напомним, что выборы в парламент состоятся в два тура: 11 и 18 июня текущего года. Если движение Макрона "Вперед, Республика" (République en marche; новое название было заявлено сразу после состоявшихся президентских выборов секретарем движения "Вперед!" Ришаром Ферраном) не получит поддержки большинства депутатов, парламент страны — Национальное собрание Франции — будет систематически не утверждать новые законопроекты, предложенные президентом. Согласно предварительной оценке ряда французских политологов, новый депутатский корпус скорее всего неодобрительно отнесется к инициативам Эммануэля Макрона. Это связано хотя бы с тем, что новый президент дистанцировался от левых, заявив через своего представителя Бенжамена Гриво, что не намерен предлагать кандидатуру Мануэля Валльса, бывшего премьер-министра правительства Франсуа Олланда и представителя социалистической партии, на роль парламентского лидера своего движения. Также вряд ли стоит надеяться Макрону на поддержку правых депутатов, пусть правоцентрист Франсуа Фийон и призывал их голосовать во втором туре за новоизбранного президента. Не отказывается от жесткой конфронтации на парламентской ниве и "Национальный фронт" во главе со своим лидером Марин Ле Пен.
Как бы то ни было, окончательный вердикт о реальной возможности для Эммануэля Макрона проводить в жизнь свои реформы будет вынесен в сентябре, то есть после формирования новой администрации, проведения парламентских выборов и возобновления политической жизни по окончании мертвого августовского сезона.