Интенсивность обстрелов ДНР и ЛНР украинскими войсками временами снижается, но потом снова активизируется. Наблюдатели связывают это с инцидентом с автомобилем специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, который был подорван на территории ДНР в результате диверсионных действий украинских силовиков. Один из сотрудников миссии погиб. Перед первомайскими праздниками обстрелы и другие военные действия ВСУ опять участились.
Режим прекращения огня ежедневно нарушался ими по несколько десятков раз. Судя по характеру действий противника, военные ДНР и ЛНР не исключают вооруженных провокаций и даже возобновления широкомасштабных боевых действий в зоне конфликта. Об этом "Правде.Ру" рассказал начальник пресс-службы вооруженных сил Донецкой народной республики Даниил Безсонов.
— Какова динамика военной ситуации на текущий момент?
— Обстрелы с вражеской стороны продолжаются. За прошедшую неделю было 287 нарушений с украинской стороны, ими выпущено 1087 снарядов разных калибров. Обстрелу традиционно подвергались 23 основных населенных пункта. Среди военнослужащих Донецкой народной республики погибло три человека, ранено шесть. Среди мирных жителей ранения получили три человека за неделю, как в результате обстрелов, так и в результате подрывов на устройствах, которые оставили украинские диверсионные группы.
— Значит, диверсионная война против Донбасса сейчас все-таки продолжается?
— Конечно. Она здесь никогда и не заканчивалась, идет уже четвертый год. Я недавно был в Макеевке, где произошел вопиющий случай. Снаряд попал в крышу жилого дома, который находится в одном из центральных районов города. Только по счастливой случайности никто не пострадал. А в доме ведь живут дети… Судя по характеру повреждений и траектории полета, снаряд был плановый. Танки также ведут прицельный огонь по прямой траектории. Но здесь они ударили по навесной, то есть просто в направлении населенного пункта — куда прилетит. Как кому повезет, как говорится.
— Получается, это был выстрел на удачу?
— Им без разницы. Весь народ Донбасса для них — это не люди. Поэтому продолжается террор, осколки всюду попадают. Органам надо заниматься такими вещами.
— 23 апреля подорвалась машина специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которая работает в зоне конфликта. Погиб сотрудник миссии. Каковы сейчас результаты расследования этого инцидента? Какие меры принимает ваша сторона и ОБСЕ?
— Да, расследование ведется. Уже установлено, что это была работа диверсионной группы. При этом диверсия была направлена именно против миссии ОБСЕ, чтобы устроить скандал и получить какие-то политические дивиденды. Я думаю, что придет время, виновных установят, и мы будем все детально знать об этой ситуации.
Миссия ОБСЕ заявила, что они вроде бы приостанавливают свою работу. Но мне кажется, до этого не дойдет. Меры безопасности всегда предпринимались на наших территориях. Конечно, все террористические акты с украинской стороны просчитать невозможно, однако работа ведется ведется.
В Луганской и в Донецкой народных республиках сейчас продолжают предпринимать более серьезные меры против диверсионной деятельности, в том числе для безопасности миссии ОБСЕ и простых жителей. После этого случая идет усиленная работа инженерно-подрывных подразделений по патрулированию и выявлению подобных устройств.
— На место диверсии приезжал руководитель специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. И даже приезд столь высокого официального лица сопровождался обстрелами с украинской стороны. Они не принимают во внимание даже таких фактов?
— Конечно. Украинская сторона никогда особо не скрывала своих действий, своего террора, несмотря на тех, кто именно сюда приезжал. В большей степени миссия ОБСЕ всегда занималась покрывательством преступлений со стороны Украины, и украинская сторона это понимает. Просто меняется активность и интенсивность.
— Не прекращаются попытки Украины нарушить водоснабжение, нормальное жизнеобеспечение простых людей на территории конфликта?
— Да, и в связи с этим я могу сказать, что ничего нового не происходит. Они по-прежнему бьют по инфраструктуре, например, по Донецкой ГЭС и Донецкой станции водоснабжения, которые обеспечивают жизнь населения. На днях в районе Крутая Балка с украинских позиций велся обстрел из стрелкового оружия и подствольных гранатометов. Удивляться нечему.
Их позиция направлена на террор, на уничтожение населения Донбасса. Они четвертый год продолжают войну и геноцид. И дальше будут действовать таким же образом. К линии соприкосновения регулярно стягивается тяжелое вооружение — артиллерия, танки и тому подобное. Мы это видим, наша разведка все фиксирует.
То есть ведутся действия, которые указывают на то, что украинская сторона готовится к масштабным наступлениям. Простые военнослужащие украинской армии деморализованы, они не готовы идти в наступление и погибать. Мало, кто из них понимает адекватность этого конфликта и необходимость войны, продолжения боевых действий. Никто из простых солдат воевать уже не хочет.
— Такое моральное состояние украинской армии выражается в дезертирстве, самовольном оставлении частей? Фиксируются ли вами подобные случаи?
— Мы об этом неоднократно говорили. Конечно, дезертирство, мародерство и алкоголизм там очень распространены. Когда бывают попытки прорыва, то гибнет и попадает в плен довольно много противников. Буквально совсем недавно погибших украинских военнослужащих отправили в Донецк, провели судебно-медицинскую и химическую экспертизу. Пробы выявили, что они находились в состоянии наркотического опьянения, когда шли в бой.
Это говорит о том, что они уже не могут идти в атаку без помощи психотропных и наркотических средств. Конечно, они деморализованы, конечно, они не хотят войны, конечно, они дезертируют. Кроме того, мы наблюдаем халатность и отсутствие дисциплины, что выражается в том же мародерстве. Иногда они просто где-то бродят и оставляют повсюду гранаты, оружие, боеприпасы.
Понятно, что часто они забирают их с позиций с целью дальнейшей продажи. К примеру, недавно дворник нашел ствольник на 14 гранат прямо во дворе. Подобные случаи не редкость. Идет разложение армии, но все равно ее нельзя недооценивать. Все-таки четвертый год они уже воюют, к ним нельзяя относиться, как к пустому месту. У них и техники больше, чем у нас. Но чисто морально, мы, конечно, их явно обыгрываем.
— Насколько сейчас вероятно возникновение нового широкомасштабного военного конфликта в зоне боевых действий?
— Весьма вероятно, потому что украинская сторона планомерно готовится к масштабному наступлению. Там подготавливаются основные ударные группировки, которые постоянно подпитываются новой техникой, для атаки по Мариупольскому и Донецкому направлениям.
Наши жители очень хорошо понимают, что масштабные военные действия с украинской стороны более чем возможны. Но мы к этому готовы, предвидим их действия и готовы отразить их удары. Если случится масштабное наступление украинской армии, то это будет последнее наступление в истории нынешней украинской власти.
Беседовал Дмитрий Нерсесов
К публикации подготовил Юрий Кондратьев