Россия продолжает кропотливую работу над созданием системы отношений с арабскими странами Персидского залива. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко привезла из Эр-Рияда обещание короля Салмана посетить Россию в этом году.
Безусловно, визит Валентины Матвиенко в Королевство Саудовская Аравия (КСА) можно считать одним из крупнейших успехов российской внешней политики на арабском направлении. Председатель Совета Федерации — третье лицо в государственной иерархии, и ее переговоры в Эр-Рияде говорят о громадном интересе саудовской стороны к налаживанию качественно новых отношений с Россией.
Матвиенко встретилась почти со всеми высшими руководителями королевства: и с председателем Консультативного Совета (Шуры — саудовского аналога парламента), и с министром иностранных дел. Однако наиболее важным событием стал прием у короля Салмана ибн Абдель-Азиза, которому было передано приглашение президента Владимира Путина посетить Россию. Король, по словам Валентины Матвиенко, тут же дал распоряжение начать подготовку своего визита, который может состояться уже в текущем году.
Оценивая результаты переговоров спикера российского сената в КСА, необходимо постоянно иметь в виду, что всего этого могло бы и не быть: ни приема у короля, ни столь насыщенной программы, ни даже приглашения приехать. Дело в том, что российско-саудовские отношения до сих пор находятся на весьма низкой ступени развития. Стороны прекрасно понимают возможную выгоду от конструктивного взаимодействия, но между ними нет доверия друг к другу.
Первое, что приходит на ум в этой связи, — это Сирия. Действительно, по сирийской проблеме у Москвы и Эр-Рияда позиции различны. Но уже не противоположны. Саудовцы продолжают настаивать на уходе Башара Асада как на непременном условии политического урегулирования в САР. Однако они уже не заговаривают о готовности послать в Сирию свои войска, чтобы свергнуть "диктатора" (а ведь об этом министр иностранных дел КСА говорил представителям администрации Обамы всего чуть более полугода назад). Они со все большим вниманием относятся к мнению Москвы, которая во главу угла ставит не вопросы личностей у власти, а гарантии сохранения Сирии как независимого, единого, светского, демократического государства.
Эта формула в глазах аравийцев выглядит все более убедительной, особенно на фоне того, что произошло в Ираке и Ливии: полный развал, дезинтеграция государств, безвластие, безудержный разгул бандитизма и терроризма. В Эр-Рияде прекрасно понимают, что схожий сценарий может реализоваться и в Йемене. Сирия, Ирак, Йемен — непосредственные соседи КСА; если не остановить процессы их окончательной деградации, королевство рискует оказаться в кольце нестабильности. И тогда именно богатая Саудовская Аравия станет вожделенной целью террористов всех мастей, "землей обетованной" для сотен тысяч беженцев.
Подобная перспектива не может не вызывать серьезнейшей озабоченности у риядских властей. Они в конце концов начали понимать, чья стратегия лучше отвечает их национальным интересам: американская, результатом которой стал развал Ирака и Ливии, или российская, которая позволила сохранить Сирию как государство несмотря на шестилетнюю войну, развязанную террористами и подпитываемую внешними силами.
Это понимание со стороны саудовцев и позволило Валентине Матвиенко заявить, что по сирийскому вопросу между РФ и КСА существуют разногласия, но мы, тем не менее, "не по разную сторону баррикад". Это важнейшая констатация, свидетельство возникновения столь необходимого нам доверия.
Завоевать доверие арабов крайне трудно. Они не верят словам, обо всем судят только по делам и выше всего ценят твердость позиций, верность обязательствам. Тот факт, что Россия ни в чем не отступила от однажды провозглашенных ею целей и задач своих действий в Сирии, больше всего подействовал на саудовцев и на арабский мир в целом. Слову Москвы можно верить — таков общий вывод. И это качественно новая характеристика российской ближневосточной политики после провального безответственного поведения в 1990-е — начале 2000-х годов.
Нельзя забывать и о дополнительной проверке договороспособности, проведенной в области контроля над нефтяными ценами: Россия выполняет свои обязательства полностью, и можно не сомневаться, что это не осталось незамеченным и неоцененным.
Таким образом, согласие короля Салмана посетить Россию по приглашению президента Путина можно считать серьезным достижением. Оно дало старт новому важному этапу, этапу тщательной подготовки предстоящих переговоров, в ходе которого стороны смогут досконально изучить друг друга, сформулировать взаимные интересы и разногласия, выработать методы практического взаимодействия, а также (что совсем немаловажно) научиться понимать друг друга и освободить двусторонние отношения от деструктивного внешнего влияния.
Не секрет, что и в России, и в Саудовской Аравии есть влиятельные силы, не желающие улучшения наших отношений. Как правило, эти силы являются проводниками интересов третьих государств, которые очень ревниво относятся к перспективам налаживания взаимодействия России с арабским миром, особенно со странами Персидского залива. Поэтому установление прямого и регулярного диалога между Москвой и Эр-Риядом становится настоятельной необходимостью. Без него невозможно добиться удовлетворительного решения ни одной проблемы региона.