В контексте анализа сирийского кризиса начальник сектора военной политики и экономики РИСИ Иван Коновалов в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал о природе войны и актуальности идей Клаузевица в наши дни, о коррупции и лоббизме в вооруженных силах США, о проблеме воли на войне, о том, что делать для достижения мира, и о многом другом.
— Какова роль локальных войн в современной геополитике?
— С точки зрения решения каких-то серьезных мировых вопросов, безусловно, войны такого рода являются определенным инструментом. Обратите внимание, что Соединенные Штаты всегда открещивались от того, что происходит в Ливии, в Сирии и многих других странах, хотя всем ясно, что именно они это устроили.
Это наглядно, на поверхности, но этому есть свои глубинные причины. У нас же всегда привыкли видеть только внешнюю форму того, что уже сделали США, что уже произошло. Но на самом деле этому предшествовала большая подготовка, велась оперативная разработка, создавались планы…
— Зачем они это делают вообще? В чем цель войны в Сирии?
— Цель войны всегда одна. Еще Клаузевиц говорил, что война — это продолжение политики другими средствами. Соединенные Штаты, действительно, — одна из из главных стран, которые эту формулу используют по полной программе. Когда в США не понимают, как решить какую-то проблему, ее всегда решают с помощью силы. Поэтому и происходят все эти войны.
Да, они представляются как угодно, они могут представляться как "Арабская весна" или восстание какого-то несогласного с правящим режимом народа, как в Сирии, например. Тем не менее, это всегда война, а чтобы вести войну, нужен план. Поэтому когда возникают споры по поводу Сирии, американцы всегда говорят: у нас есть "план Б"…
— А он реально есть?
— Конечно, нет. Он существует только потому, что существует Голливуд, где всегда существует "план Б". И для американцев предъявить запасной план — это больше нужно для внутреннего пользования, для электората. Все внешние акторы той же сирийской или ливийской войны прекрасно понимают, что никакого "плана Б" нет.
Его, в принципе, не может существовать. Потому что все, что делают американцы, основано на сиюминутном решении проблемы. Дальше они даже не просчитывают. Почти все локальные войны, которые идут сейчас, это продукт планирования США. Это решение их различных проблем с помощью военных инструментов. Если писать энциклопедию войн ХХ века, то в любом случае это будет всегда США, США, США…
Любая нынешняя война — это США. Других войн просто нет. Даже возьмите Южную Осетию. 2008 год. Почему Грузия атаковала осетинские позиции и наших миротворцев? Только по одной причине. Потому что из Вашингтона поступил сигнал: действуйте, а мы вас поддержим. Да, Вашингтон обманул в итоге Тбилиси. Тем не менее, опосредовано опять же это были действия Вашингтона. Любая война, которая сейчас идет — это всегда "замес", как говорят на Донбассе, Вашингтона.
— Есть два обстоятельства, которые могут служить, помимо полной невозможности сопротивляться, мотивом к заключению мира. Первое — сомнительность успеха. Второе — слишком высокая цена. Война ведь - это дорогое дело, с одной стороны. А с другой стороны, война многое списывает, позволяет решать некоторые проблемы, способствует оживлению экономики и поднимает кредит. Какова в широком смысле цена локальных войн, в частности, сирийской войны?
— Это сложный вопрос. Потому что, например, в сирийской войне все-таки задействовано большое количество внешних акторов. Это Соединенные Штаты с европейскими союзниками по НАТО, Саудовская Аравия, Турция, Катар, Иран, Россия… То есть огромное количество стран, которые обладают большими ресурсами — военными, финансовыми и так далее.
Но, тем не менее, все происходящее в Сирии — достаточно ограничено, потому что это специфический театр военных действий. Так вот, о цене войны в Сирии: для каждой страны, которая участвует в этом, она своя. Мы знаем нашу цену, за что мы участвуем в войне. Есть специальная — как бы заявленная — цена, о которой сказал президент Владимир Владимирович Путин. Это было два месяца назад, с тех пор были потрачены еще деньги, но, тем не менее, порядок цифр такой. 33 миллиарда рублей, на самом деле, не такие большие деньги. Можно посмотреть затраты на учения, которые у нас проводились. Было порядка 200 учений и боевых тренировок в год начиная с 2012 года. Это огромные затраты. Просто сейчас мы сократили эти учения. И деньги, которые шли на это, сейчас идут на боевые операции.
Потому что все, кто сейчас воюет в Сирии, проходят практически боевую тренировку, они учатся, проходят обкатку, оттуда они возвращаются полноценными боевыми профессионалами. Это очень дорого стоит в смысле получения людей, которые реально умеют воевать. Это цена и отдача для нас. Мы все-таки действуем ограниченными средствами и с определенными целями.
У Саудовской Аравии — другая цена. Потому что Саудовская Аравия вынуждена поддерживать даже те группировки, которые, в общем-то, являются даже оппозиционными по отношению к ней. Но поскольку Саудовской Аравии важнее всего противостоять Ирану, она готова тратить огромные деньги, и она тратит просто безумное количество денег. Мы знаем не так много о затратах США, но только на подготовку бойцов умеренной оппозиции Соединенные Штаты потратили полмиллиарда долларов.
— Из которых миллиард украли?
— Реально в бюджете полтора миллиарда выделили. Когда разбирались, куда они пошли, получилось, что реально на полмиллиарда подготовлено пять человек. Потому что все остальные перешли на сторону уже неумеренной оппозиции, начиная от запрещенной в РФ "ан-Нусры" и так далее. В Соединенных Штатах коррупция в военной сфере превосходит любую другую.
— А тем более, партизан финансировать. Там же отчетности совсем никакой нет.
— Помните, был сериал "Альф" — это такой знаменитый инопланетянин. Там есть серии, когда Альф распродает все вещи из дома — гаражная распродажа. Подходит военный и говорит: простите, а у вас нет еще этих отверток за 800 долларов? То есть даже в сериале показывают, что американские военные готовы купить отвертку за 800 долларов, лишь бы списать эти деньги. Там коррупция и лоббизм превосходят все.
Когда говорят о нас или о Европе — это просто смешно. Американцы были пионерами в создании тыловых частных военных компаний, которые обеспечивают поставку всего вплоть до туалетных принадлежностей, строительство казарм и пр.
Получалось, что армия платила KBR, Kellogg Brown & Root, которая обеспечивала деятельность вооруженных сил США в Ираке, за один рулон туалетной бумаги 200 долларов. Когда это вскрылось в итоге, был грандиозный скандал. Поэтому коррупция в США — просто на космической, инопланетной высоте…
— А посадили кого-нибудь?
— Нет, безусловно. Просто контракт прервали, а потом опять возобновили. Вот и все.
— Можно если не избавиться от войн совсем, то хотя бы как-то уменьшить их количество?
— Конечно, избежать войн невозможно. Войны будут происходить. Но в любом случае какие-то меры принимать надо. Сейчас НАТО и США наращивают активность около наших границ. Это, конечно, тяжелая ситуация, на которую мы должны реагировать. Но можно немножко микшировать ситуацию. Первое, можно действовать так, чтобы война не произошла, или в нее не вступили новые силы. Россия так часто и действует.
В 2012 году американцы хотели атаковать Сирию два раза из-за якобы находящегося там химического оружия. Россия, — и это ценят во всем мире! — приложила все усилия, чтобы этого не произошло. Потому что катастрофа была бы жесточайшая. Поэтому, конечно, избежать очень многих вещей можно. Для этого нужна внятная четкая политика. И, кстати, нужно многим нашим политикам, а особенно людям, которые занимаются военным делом, перечитывать Клаузевица. Это поможет.