Как украинские политики восприняли новость об избрании Дональда Трампа 45-м президентом США? Как новая команда в Вашингтоне будет решать украинский вопрос? Признает ли Трамп Крым российским? Что вызывает страх среди украинского истеблишмента? На эти вопросы Pravda. Ru ответил главный редактор сайта РИА Новости-Украина Кирилл Вышинский.
— В США избран Дональд Трамп. Как на это событие отреагировали на Украине?
— На Украине очень внимательно следили за выборами в США, особенно после того, как Дональд Трамп сделал несколько резких предвыборных заявлений, связанных с Украиной. Например, заявление о том, что он может признать российский статус Крыма, чего здесь, на Украине, конечно, никто не собирается признавать в ближайшее время. По крайней мере, в политике считается, что Крым — это украинская территория.
Все прекрасно понимали, что от нового президента будет зависеть очень многое, не только в связи с Крымом, в связи с Донецком, но и вообще. Даже в нормандском формате, где, казалось бы, всего четыре основных участника — Украина, Россия, Франция и Германия, — всегда незримо присутствует и пятый персонаж, Соединенные Штаты.
Более того, я вам скажу, что на Украине была очень в последнее время распространена версия об изменении нормандского формата на женевский, который включал бы в себя представителей американской стороны. Соответственно, все здесь понимали, что с новой администрацией американского президента нужно связывать либо страхи, либо ожидания. Трамп — это были страхи, Клинтон — ожидания. И сейчас политики считают, что избрание Трампа — это катастрофа для Украины. При этом рынки отреагировали на новость о новом президенте США падением еврооблигаций на Украине.
— То есть страхи присутствуют, и никто не знает, что будет?
— Действительно, страхов очень много. Все рассчитывают только на то, что американская администрация — это большая бюрократическая система, в которой есть серьезная система сдержек и противовесов. То есть, что не только Трамп будет принимать решения по отношениям с Украиной и отношениям с Россией. И, соответственно, все рассчитывают на то, что Трамп все-таки будет не таким радикальным, каким был в своих заявлениях.
К тому же, этот страх подпитывается тем, что в украинском истеблишменте мало кто понимает, кто будет окружать Трампа, кто будет его госсекретарем. Все очень слабо представляют его команду, структуру, настроения. Хотя все прекрасно помнят опыт взаимоотношений Светского Союза и России с Америкой. При администрации республиканцев они были теплее, чем при демократах. Это все является питательной базой, на которой растет осторожная надежда, что бюрократическая система поглотит радикализм Трампа в заявлениях.
С другой стороны, ощущается почти паника, поэтому все считают, что это большое поражение украинского лобби, если таковое существует на Украине.
— А по вашим личным ощущениям, что принесет Трамп Украине?
— Мое личное мнение, что Трамп будет более америкоцентричным. Как он и говорил в своих заявлениях, он больше займется внутренней политикой и будет менее напоминать слона в посудной лавке, каким до недавнего времени была Америка. Наверное, он будет более прагматичным на международной арене, более изящным в каких-то телодвижения, поскольку он бизнесмен.
— Есть у вас ощущение, что Трамп просто перестанет заниматься Украиной? Или ему конгресс не даст?
— Не Трамп один-единственный принимает решения, и интересы США здесь, на Украине, достаточно серьезные, чтобы сказать, что больше нет такой страны на карте мира. Конечно, слишком много сюда было вложено, слишком много здесь было всего подвязано. По сути, здесь введено с какого-то определенного момента внешнее управление.
Если у нас по рекомендации из американского посольства снимали генерального прокурора, то о чем может идти речь? Но есть другой вопрос. До недавнего времени в экспертной среде считалось, что главным препятствием для проведения досрочных парламентских выборов внутри Украины была, помимо прочего, четкая позиция американского посольства, как проводника политики, что не нужно здесь никаких неконтролируемых телодвижений и потрясений. Но сейчас, я думаю, это уже будет не так серьезно. Скорее всего, Трамп и изменения в его администрации приведут к тому, что выборы, о которых здесь говорили многие, которые анонсировались еще с прошлого года, в следующем году могут состояться. Если не весной, то осенью. Я думаю, что вероятность сейчас резко выросла.
— Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии считает, что Путин и Трамп могут найти какой-то важный компромисс касательно кризиса в Донбассе. Однако этот компромисс может реализовываться довольно долго, и его очертания не ясны до конца. С вашей точки зрения, возможен ли такой компромисс?
— Мне кажется, что компромисс этот возможен будет только в одном — что Америка, как это и происходило в последнее время при администрации Обамы, будет просто наращивать свое давление на улицу Парковую, где находится администрация президента Порошенко, с целью реализации минских соглашений.
Это даже не компромисс, а просто, вероятней всего, обе стороны будут более последовательны, потому что мы видели недвусмысленные, четкие указания нынешней американской администрации о том, что необходимо выполнять политическую часть Минских соглашений. Другой вопрос, что, наверное, Порошенко, как бизнесмен, считал, что это уходящая администрация, они требуют, но придет Клинтон, и можно будет как-то договориться иначе. А сейчас, похоже, не получится договориться, придется все-таки выполнять.
— Касательно выборов на Украине существует несколько точек зрения. Одна говорит, что придут еще более радикальные политики, поэтому военная развязка на Донбассе неизбежна, а другие говорят, что придут люди типа Василия Волги, Мураева Евгения, то есть представители тех, кто хочет договариваться с Россией, и все на Украине решится мягким переворотом. С вашей точки зрения, какими будут выборы? Кто придет на смену этим депутатам?
— Придут разные депутаты, поскольку Украина никогда не была однородной. В парламенте всегда присутствовало крыло, представляющее Западную Украину. Но придут и люди с Востока. Тут вопрос уже не в том, кто придет, а в том, каковы будут пропорции. Дело в том, что парламент был избран на волне майданной эйфории. Он был радикальным. Именно поэтому там сто с лишним человек "Народного фронта", и поэтому Порошенко просто не с кем было договариваться.
Я считаю, что сейчас просто проголосуют за более прагматичных. То есть не за казака Гаврилюка, не за командира батальона, — таких очень много в парламенте, — а проголосуют за тех, кто будет более прагматичен, потому что люди очень серьезно устали. Люди устали от войны — раз, от экономической нестабильности — два, и от коллапса экономического — три.