Дрезидентская кампания в США завершена. Остается узнать, кто станет президентом. Но, честно говоря, это не слишком важно. Выводы, которые можно сделать уже сейчас, не дожидаясь голосования, не зависят от того, кто именно станет новым хозяином Белого дома.
Первое и самое очевидное, что можно сказать о прошедшей кампании — это ее исключительная мерзость. Во всем мире и в самих США уже признали: президентская гонка 2016 года превосходит все мыслимые пределы по количеству помоев, вылитых кандидатами друг на друга, по числу скандалов и утечек. В результате создается устойчивое впечатление: американцы вынуждены выбирать не между наиболее солидными и сильными деятелями, а между двумя типами, на которых, как говорится, пробу негде ставить. В Белый дом въедет не "лучший из лучших", а тот, кого признают "наименьшим из двух зол", воплощение всевозможных пороков и лжи, и единственной сильной стороной нового президента будет лишь невероятная воля к власти. Не важно, будет ли это госпожа Клинтон или господин Трамп.
И это — демократия?!
"Сильнейшее государство в мире" не смогло выдвинуть кандидатом ни одного по-настоящему достойного политика с незапятнанной репутацией, четкой программой, способного объединить общество. Оказывается, в Америке нет кандидатов на президентский пост, которым не нужно мешать соперников с грязью, подслушивать, подглядывать, подсиживать, словом, действовать в манере "офисного планктона". В результате знаменитый Овальный кабинет займет некто, чей уровень мышления не превосходит уровня мышления и "стратегического планирования" младшего клерка, борющегося за место ведущего мерчендайзера. "Когда я стану президентом, я посажу ее в тюрьму!" — грозит один. "А он просверлил дырку в женском туалете и подглядывал за дамами!" — верещит другая.
И это — демократия?!
Завершающаяся кампания выявила со всей очевидностью принципиально важный факт: Америка расколота надвое. Таков итог действий предыдущей администрации. Половина (как минимум) американцев не хотят того курса, которым вела страну демократическая администрация Обамы. Другая половина, наоборот, настаивает на продолжении прежней политики. Раскол настолько глубок, что справиться с ним традиционная американская политическая теория и практика не в силах. Иначе республиканец Трамп не заявил бы, что в случае проигрыша не признает результаты голосования. Иначе не была бы столь заметной и активной роль ФБР. Иначе не было бы уверенности, что окончательные итоги голосования будут так или иначе подтасованы (благо, опыт уже имеется). По-другому просто не получится!
И это — демократия?!
Сопоставьте три обстоятельства: качество "человеческого материала" (то есть кандидатов), раскол страны и роль спецслужб (ФБР) в избирательном процессе, — и будет логично предположить, что будущий президент США неизбежно будет слабым. Его (или ее) в любой момент можно будет обвинить либо в "неправильном отношении к женщинам" и в "симпатиях к Путину", либо — в разглашении гостайн, в сомнительных схемах финансирования своих фондов, в заигрывании с крупными компаниями. Или в игнорировании мнения половины населения страны. Или в подтасовке итогов выборов. К тому же президент Клинтон явно будет слаба здоровьем. А слабость президента Трамп будет заключаться в том, что ему будут противостоять не только демократы, но и свои же однопартийцы — республиканцы, отказавшие ему в поддержке. В этих условиях власть нового главы Белого дома будет весьма ограниченной, он ничего не сможет сделать без поддержки силы, которая смогла бы гарантировать эту власть. Будет ли это ФБР и "силовой блок"? И насколько этот блок силен и един? От ответа именно на эти вопросы зависит будущее "крупнейшей демократии мира", а не от выбора американского народа.
И это — демократия?!
Да, это — демократия, современная демократия — и не только американская. Слабость политиков, отсутствие стратегического видения, глубокий раскол общества, рост влияния силовых структур на политические процессы, которые становятся неуправляемыми, — все это отличительные черты современной западной демократии.
Демократия в глубоком кризисе. Его суть в том, что те механизмы, правила и процедуры, по которым до сих пор функционирует западная демократия, были сформированы в иную эпоху. Что-то — в послевоенный период, что-то еще раньше. В Америке, например, действуют "техника", созданная пару веков назад. Все это безнадежно устарело. Нигде — ни в США, ни в Европе, не говоря уже о Ближнем Востоке, Африке, Латинской Америке, — нигде старые демократические системы не в состоянии дать ответ на постоянно возникающие вызовы, угрозы, просто на изменения ситуации.
Чтобы выжить, демократия вынуждена идти на подлоги, на подтасовки, на обман и манипуляции. То есть она пожирает самое себя. И это только начало. Не стоит удивляться, если через некоторое время западные демократии начнут быстро мутировать в сторону диктатур, повсеместно вводя официальную цензуру, ограничивая свободу слова и собраний, отказываясь от принципов выборности власти и т. д. И делаться все это будет под лозунгами защиты свободы и демократии. Готовьтесь!