Грузия находится в странном положении: с одной стороны, практически вся экономика контролируется российским капиталом. С другой стороны, вектор политического развития по-прежнему направлен в сторону Запада, интеграции в НАТО и ЕС. В новых условиях появляются новые угрозы, например, со стороны террористических и экстремистских групп. На помощь Запада рассчитывать не приходится. А с Россией нет даже дипломатических отношений. Как будет развиваться ситуация? Куда пойдет Грузия? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал эксперт ИМЭМО РАН Александр Крылов.
— Какие перспективы открываются в российско-грузинских отношениях после выборов?
— Большинство получила правящая "Грузинская мечта". Ее главный оппонент "Единое национальное движение", партия Саакашвили, на втором месте. В парламент прошла также довольно экзотическая новая партия "Альянс патриотов". Сможет ли дальше "Грузинская мечта" сохранить единство или продолжит разваливаться — большой вопрос.
Особенность политической жизни Грузии в том, что, конечно, все эти партийные маневры и церемонии подчинены двум силам, их логика определяется двумя силами. Это внешняя сила — американское посольство в Тбилиси, которое фактически правит и определяет самые важные направления. Вторая сила — миллиардер Бидзина Иванишвили, который создал "Грузинскую мечту", но предпочел отойти от непосредственного участия в политической жизни. Тем не менее, он остается важнейшей фигурой, которая определяет многое, если не все. Поэтому важно понимать эти обстоятельства и не исходить только из каких-то мест в парламенте и успехов избирательной кампании.
— В чем разница между "Грузинской мечтой" и движением Саакашвили? Существуют ли между ними действительно серьезные различия — в программах, программных установках, в целях, или же это в общем и целом две стороны одной медали?
— Здесь разница не в целях, а в стилистике. Саакашвили избрал крайне воинственную манеру взаимодействия по отношению к России и пытался выступить таким тараном, который позволит вытеснить Россию из региона, с Южного Кавказа. Эта политика закончилась в августе 2008 года катастрофическим поражением Грузии.
После этого стало понятно, что центр политической жизни из Грузии ушел. Судьба региона решается уже не в Грузии, а в Армении. Сейчас там происходят очень интересные и драматичные события.
Бидзина Иванишвили, хотя его представляли как пророссийского политика и даже ставленника Кремля, на самом деле, тоже является строго западно-ориентированным политиком, как и "Грузинская мечта" и все входящие в нее партии. Но стилистика другая. И эта стилистика, кстати говоря, смогла принести Грузии весомые результаты. Потому что теперь в любом более-менее крупном магазине России вы можете найти грузинские вина. То есть сюда пошла сельскохозяйственная продукция из Грузии. Это позволило грузинскому селу элементарно выжить. Потому что в условиях, когда не было рынка сбыта для грузинской продукции, уже стоял вопрос, как перезимовать зиму. Сейчас ситуация социально-экономическая тоже не блестящая, тем не менее уже нет такой драматической ситуации, которая сложилась при Саакашвили.
Еще один интересный момент: Саакашвили при всем своем антироссийском радикализме, сумел построить очень хорошие отношения с российскими энергетическими монополиями и крупными компаниями. За исключением газовой сферы, фактически все важные производства — электрические сети, водозабор и немногие сохраняющиеся производства — оказались в руках российского капитала. Они заработали только после того, как российский капитал вложился в экономику Грузии.
Поразительно, но западный капитал туда так и не пришел. Вначале появилась только авантюрная часть, которая скупает то, что можно скупить по дешевке — квартиры, недвижимость, земельную собственность и так далее. Но тут же от них избавляется, как только ситуация улучшается и начинает расти цена. Западный капитал ничего не вкладывает в это. Российский капитал вложил. И надежность российских компаний как раз продемонстрировали события 2008 года. Ни одной аварии, ни одной проблемы не возникло ни на водозаборе, ни с электричеством…
То есть задача Иванишвили была в том, чтобы этот накопленный положительный опыт развить дальше. При этом не отходя принципиально от курса Грузии на то, что у нас нет дипломатических отношений до тех пор, пока Россия не откажется от признания Абхазии и Южной Осетии, а фактически — пока она не возвратит эти республики в состав Грузии.
А это для России совершенно неприемлемо. Есть много проблем и причин, почему этого нельзя сделать. Прежде всего это роль Северного Кавказа.
Да и вообще, признав эти республики, Россия взяла на себя обязательства, от которых она не может отказываться даже ради гипотетической дружбы с Грузией. Тем более, что эта дружба не предполагает смену курса и отказ от курса на НАТО, на Соединенные Штаты и Евросоюз. Поэтому здесь мы, конечно, развиваем все, что можно, но эти возможности довольно ограничены.
— Политически Грузия ориентирована на Запад, а экономически живет за счет сотрудничества с Россией. В Кремле говорят, что экономическая ориентация на рынке России и СНГ отнюдь не предполагает полный и безусловный разрыв с Западом. Но этого не получилось в Прибалтике и на Украине. Может ли такое продолжиться в Грузии?
— Этого нельзя исключать. Но тут нужно понимать, что все-таки речь идет не о межгосударственном сотрудничестве в экономической сфере, а о позиции российских олигархов. Они не имеют национальности и гражданства, поэтому выступают самостоятельными экономическими субъектами и могут развивать отношения с грузинским руководством вне зависимости от того, в какой стадии находятся наши отношения.
В Грузии меняются настроения в обществе, разворачиваются в более благоприятном направлении для России. Нарастает разочарование партнерством с Западом, потому что Запад так реально так и не пришел в Грузию экономически, зато военно пришел. Причем, благодаря грузино-американскому военному договору, который заключил еще Шеварднадзе.
Согласно этому договору американские военные получили полную свободу передвижения по территории Грузии, даже не информируя грузинские власти. Они совершенно неподсудны грузинским судам в случае преступлений. Они могут завозить какое угодно оружие. Фактически там уже давно есть американские и натовские военные базы, просто они так не называются. Американские корабли с довольно мощными системами вооружения постоянно стоят в Батуми.
Поэтому, я думаю, что ни американцам, ни грузинам нет смысла осложнять свое положение и обострять отношения с Россией в этом направлении. Если об этом объявить официально, то тогда, конечно, последуют какие-то ответные меры со стороны России. В военном плане Грузия давно интегрирована в пространство НАТО, которое использует ее, как хочет использовать.
Грузия же никакой защиты со стороны НАТО, никаких обязательств со стороны НАТО не имеет. Но это типичная для евроатлантического сообщества политика. Они своих формальных союзников всегда используют, но ничего взамен им не дают, а только пытаются решать свои проблемы за счет интересов этих союзников.