Мир нуждается в новых "универсальных правилах" поведения, сказал Владимир Путин на заседании Валдайского клуба в Сочи. При этих правилах Россия сможет не быть союзником США в Сирии, но быть им в космосе, и никого это не будет удивлять. Какие же это правила? Модели такие есть, например, "сводные отряды" Антона Макаренко или военные "антанты".
"Стран, которые, как Россия, могут опереться на тысячелетнюю историю, в мире немало, и мы научились ценить свою идентичность, свободу и независимость. При этом мы не стремимся ни к глобальному доминированию, ни к экспансии, ни к конфронтации с кем бы то ни было", — отметил Владимир Путин на заседании "Валдайского клуба" и добавил, что лидерство заключается не в создании эфемерных угроз, а в решении реальных проблем.
"Универсальные правила ООН необходимы, чтобы включить как можно большее число стран в процесс экономической и гуманитарной интеграции, гарантировать политическую ответственность и обеспечить согласованность действий, разумеется, при сохранении суверенитета", — заключил президент.
Не создается ли у читателя впечатления, что нынешнее мироустройство рушится и цивилизация серьезно больна, что глобализация в рамках неолиберальных ценностей больше не приносит планете экономического и политического развития, что маятник истории пошел в другую строну, в сторону изоляционизма, приоритета национального над глобальным?
И не только в политике, экономике, но и в военной области. Очевидно, например, что Турция ведет себя сегодня так, как будто она не член НАТО. Она деблокируется от американских сил в Ираке и Сирии по причине того, что Вашингтон поддерживает курдов. Запад, со своей стороны, четко обозначил, что не хочет участия Турции в операциях по спасению Ракии и Мосула. Англо-исландский рыболовный конфликт, греко-турецкий спор из-за Кипра, шельфа в Эгейском море и нарушения греческого воздушного пространства турецкими самолетами — свидетельства сложных противоречий внутри НАТО.
Очевидно также, что понятие "союзник" стало эфемерным. Например, японский премьер Абэ, союзник номер один Вашингтона в Азии, наложенные на Россию санкции фактически не выполняет. А когда Обама два раза настойчиво звонил и говорил: не надо встречаться с Путиным, - Абэ ответил, что "вам не надо, а я поеду". То же самое можно сказать о союзнических отношениях США с Саудовской Аравией, Филиппинами, Ираком и т.д. Особенно показателен филиппинский случай — материть в прямом эфире своего главного покровителя, как это делает президент Дутерте, - это, конечно, ни в какие ворота не лезет. Или возьмем Евросоюз, который отменил соглашение о создании зоны свободной торговли с США и не продлил санкции в отношении России.
С другой стороны, Россия вдруг выяснила, что с саудитами вполне можно договариваться по заморозке нефти. Это надо обеим странам для наполняемости бюджета. Договороспособны мы и с Японией по Курильским островам на интеграционном уровне, и с Пакистаном — в плане совместного урегулирования проблемы талибов, и с Турцией — по совместной военной операции в Сирии, и с немцами — по строительству газопровода "Северный поток - 2", который как кость в горле у американцев.
Или возьмем Израиль. Уже даже неприлично называть Израиль союзником США, если президент Обама признает Палестину, а Нетаньяху и Аббас ищут посредничества России в урегулировании палестинской проблемы. Или Нареандра Моди, индийский лидер, он покупает и американское, и российское оружие, дружит и с Обамой, и с Путиным. Или новый проамериканский президент Бразилии Темер, он мог бы развалить БРИКС, но нет, поехал в Гоа и поддержал политическую декларацию, выгодную для России.
Дело в том, что появилось много стран, которые не просто не хотят быть вассалами США, они стали региональными державами, и им стало трудно объяснить своим народам, почему при таком положении вещей жизнь все ухудшается. Системный глобальный кризис неолиберализма породил попытки пойти другим путем — дать приоритет национальным интересам. Например, в той же Сирии Турцию и Россию устраивает одно — целостность Сирии. Для России это решает проблему государственности страны, а для Турции — курдскую проблему. Или зачем Германии слушать, что надо строить терминалы по приему СПГ, если "Северный поток - 2" удешевит газ на 20 процентов, а сжиженный — повысит на эту же величину. Венгрия хочет иметь собственные источники энергии, потому что, не дай Бог, Брюссель рассорится с Москвой и та перекроет вентиль. Венгрия же, построив АЭС Пакш-2 с помощью России, не пострадает.
Был такой замечательный педагог и писатель — Антон Макаренко, который в "Педагогической поэме" описал так называемые "сводные отряды", которые создавались в детских колониях для беспризорников на определенное время для выполнения определенных задач. "Только оно (это изобретение. - Ред.) позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу, но в котором не образовалось аристократии — командной касты, — пишет Антон Макаренко. — Каждый колонист знал свой постоянный отряд, имеющий своего постоянного командира, определенное место в системе мастерских, место в спальне и место в столовой. Постоянный отряд — это первичный коллектив колонистов, и командир его — обязательно член совета командиров. Но колонист то и дело попадал на рабочую неделю в сводный отряд того или другого назначения. Бывало, что в сводном отряде всего два колониста; все равно один из них назначался командиром сводного отряда — комсводотряда. Комсводотряда распоряжался на работе и отвечал за нее. Но как только оканчивался рабочий день, сводный отряд рассыпался".
Поставьте вместо слова "колонист" — "страна", а вместо слова "отряд" -"интеграционные объединения" (ЕС, АСЕАН, СЕТА, ЕАЭС, МЕСРКОСУР и т.д.), и у вас получится универсальная модель мира, опробованная на практике. Она тем хороша, что при внешних претензиях и борьбе за влияние сохраняется внутреннее единство. Без последнего цивилизация погибнет в ядерной войне.
Восстановление двухполярного мира невозможно. Китай не составит США конкуренции по идеологическим причинам (сидит в "тени"), Россия — по ресурсным (экономика, дающая три процента мировой, не может быть полюсом силы). Но и встраиваться в западную модель эти страны уже не будут. России это, к тому же, и не нужно. Россия должна быть скорой на подъем, энергичной, верткой, мускулистой, ей не нужен балласт из союзников-нахлебников.
Даже в военной области есть аналог сводным отрядам. Это Антанта, от французского Entente — согласие. Россия их организовывала то с Францией, то с Великобританией, потом набирала до 20 союзников, потом оттуда уходила и даже боролась с Антантой в период большевизма. Был и пример Тройственного союза, когда объединялись Германия, Австро-Венгрия и Италия на пять лет. По договоренности, все три стороны должны были служить так называемыми "подстраховщиками". В случае нападения на Италию, ее надежной защитой становились Германия и Австро-Венгрия. В случае с Германией — ее сторонники, Италия и Австро-Венгрия, которые были козырем в случае участия в военных действиях России.
Единственная проблема, как к этому миропониманию склонить американцев. На то и существует сегодняшний переходный процесс. Поражение на Ближнем Востоке заставит их перейти на новый формат, да и внутренние изменения тоже, поскольку изоляционизм Трампа — это не случай, а тенденция.