На этой неделе эсминец ВМС США "Мэйсон" дважды был обстрелян ракетами у берегов Йемена. Это первый в истории подобный случай. В ряду других неприятных для Вашингтона событий в регионе он выглядит как наглядное свидетельство: американцы запутались в ситуации и больше не контролируют ее. Рассмотрим этот инцидент подробнее. За что Ближний Восток мстит США?
10 и 12 октября по американскому эсминцу, находившемуся в Аравийском море у берегов Йемена, были выпущены противокорабельные ракеты. Цели своей они не достигли. 13 октября Пентагон объявил о нанесении ответного удара по радиолокационным станциям на йеменской территории.
Вину за инцидент сразу же возложили на йеменских повстанцев-хуситов, контролирующих район, из которого был нанесен удар. Однако сами хуситы отрицают свою причастность к произошедшему.
Казалось бы, на фоне того, что происходит в Сирии да и в самом Йемене, где идут кровопролитные гражданские войны, эти события могли бы пройти и незамеченными. Действительно: что тут такого? Ну, постреляли корабль, но люди-то не погибли. Ничего страшного. Однако представляется, что значение данного конкретного инцидента выходит далеко за эти рамки.
Начать с того, что обстрел корабля ВМС США противокорабельными ракетами с берега произошел впервые. Ранее подобных атак не было. Уже сам этот факт выводит данное событие в разряд беспрецедентных.
При этом нужно обратить внимание на то, что за несколько дней до этого схожей атаке подвергся военный корабль Объединенных Арабских Эмиратов. В отличие от американского эсминца, который не пострадал, эмиратское судно было сожжено. И ответственность за это взяли на себя хуситы.
Отсюда можно сделать, как минимум, три вывода: во-первых, йеменские повстанцы-хуситы располагают противокорабельными ракетами и умеют ими пользоваться; во-вторых обстрелы военных кораблей у берегов Йемена становятся регулярной практикой; в-третьих, тех, кто реализует эти атаки, не страшит перспектива ответных американских ударов.
Все это — явные признаки появление в Йемене силы, достаточно мощной и уверенной в себе, чтобы открыто заявлять о своих претензиях на контроль над регионом и бросить при этом вызов и коалиции аравийских монархий, и США.
Что это за сила, понять не сложно. Хуситов, которые исповедуют ислам шиитского толка, поддерживает Иран. Он поставляет им оружие и учит им пользоваться. И вряд ли приходится сомневаться, что противокорабельные ракеты были поставлены именно иранцами, которые, по логике, выступили и "заказчиками" атак на эмиратский и американский корабли.
В этом контексте уместно вспомнить, что в августе хуситы впервые использовали оперативно-тактическую ракету "Точка" для нанесения удара по военно-морской базе на территории Саудовской Аравии. Как и противокорабельные ракетные комплексы, система "Точка" является весьма серьезным оружием, и можно не сомневаться, что поставлена хуситам она была иранцами.
Таким образом получается, что обстрел американского эсминца в Аравийском море был ходом Тегерана в его игре с Вашингтоном. Как можно понять этот ход? И каков может быть ответ США?
Тут нужно вспомнить, что в текущем году произошло несколько военно-морских инцидентов между США и ИРИ. Несколько раз в водах Персидского залива иранские моряки предпринимали чрезвычайно опасные действия против американских кораблей, шли на сближение, угрожали тараном и в конце концов захватили небольшой корабль с экипажем, который был задержан. Весь мир облетели фотографии американских военных, поставленных иранцами на колени. А после их освобождения глава госдепа США поблагодарил иранские власти за "хорошее обращение" с моряками!
И ни разу иранские провокации (иначе действия Тегерана назвать сложно) не встретили действенного, силового отпора со стороны США. Белый дом и Пентагон попросту проглотили все эти обиды и оскорбления. Так же произошло и на этот раз с обстрелянным с берега эсминцем.
Это является не чем иным, как наглядной демонстрацией полного бессилия Америки на Ближнем Востоке. Вашингтон запутался в ситуации и не в силах делать что-то определенное: любой ход будет проигрышным.
Может ли президент Обама позволить себе нанести мощный ответный удар по провоцирующему его Ирану? Ответ — нет! В период президентской кампании это немыслимо.
Кроме того, такой удар приведет к срыву "ядерной сделки" с ИРИ — одного из главных достижений внешней политики уходящего хозяина Белого дома. Поэтому Америка вынуждена терпеть от Ирана все — иначе Тегеран выйдет из сделки и угроза появления у него атомной бомбы вновь станет страшной реальностью. Этого Вашингтону не простят ни Израиль, ни арабский мир.
Может ли Вашингтон использовать арабский мир для сдерживания (или наказания) Ирана? Ответ — нет!
Некоторые арабские страны очень этого хотят. Саудовская Аравия даже сколотила коалицию, которая ведет войну в Йемене против хуситов и их союзников, явно рассчитывая, что США поверят в потенциал антииранского арабского блока и согласятся взять его под свое крыло. Американцы согласились продать саудовцам оружие на почти полтора миллиарда долларов. Но дальше этого дело не движется. Вашингтон не желает делить с Саудовской Аравией ответственность за войну в Йемене и явно боится, что Эр-Рияд втянет его в войну с Тегераном.
Но если бы речь шла только об одном Йемене! Есть же еще Сирия и Ирак. На всех этих площадках Америке приходится иметь дело с Ираном, соблюдая предельную осторожность и избегая сколь-нибудь острого противостояния.
Может ли Вашингтон опереться на своих традиционных союзников в регионе — Израиль и Турцию (члена НАТО)? Ответ — нет!
За период президентства Обамы США умудрились настолько ухудшить свои отношения с Тель-Авивом и Анкарой, что никаких надежд на содействие с их стороны не остается. Не случайно на днях представитель турецкого правительства назвал положение США на Ближнем Востоке "отчаянным".
Все это означает, что Америка утратила контроль над ситуацией, растеряла рычаги воздействия и не может ничего сделать, чтобы конструктивно влиять на формирование новой региональной архитектуры на Ближнем Востоке. Основная ее задача на настоящий момент — остаться в числе держав, участвующих в этих процессах, ибо фактическое бессилие, демонстрируемое Вашингтоном, лишает его остатков доверия со стороны региональных игроков.
Это бессилие стало логичным результатом многолетней политики США по насаждению "демократии", разжиганию "арабской весны", свержению стабильных режимов. И теперь Ближний Восток мстит Америке: в созданном ею же хаосе ей не находится достойного места.