Украина — это Германия?

Фото: AP

Запад стремится превратить Украину в антироссийский плацдарм даже ценой раскола страны. О реальных последствиях такой политики никто не задумывается. При этом предлагается использовать рецепты времен холодной войны. По мнению американских стратегов, Киеву следует согласиться с разделом страны с тем, чтобы в дальнейшем приступить к реализации стратегии развития западной части и последующего воссоединения — как это было в истории с ФРГ и ГДР.

Подобные рекомендации относительно того, в каком направлении Западу было бы выгодно повернуть развитие ситуации на Украине, опубликовал на днях американский журнал Foreign Policy. То есть по сути речь идет о воспроизведении в этой стране сценария, примененного в Германии после Второй мировой войны.

Напомним, что после Германия была разделена на четыре оккупационные зоны: три западные (американскую, британскую и французскую) и одну восточную — советскую. На переговорах о будущем устройстве Германии СССР настаивал на ее единстве и нейтральном, демилитаризованном статусе. Подобный статус получили, в частности, Австрия и Финляндия — и до сих пор его придерживаются. Это требование Москвы основывалось на естественном желании гарантий, что Германия больше не станет источником военной угрозы в Европе. При этом ее единство было обязательным условием для обеспечения таких гарантий.

Но советские предложения были отвергнуты сперва США и Британией, а затем к ним присоединилась и Франция. Эти державы пошли на объединение своих зон оккупации (на основе которых была создана Федеративная республика Германия — ФРГ) и противопоставление их восточной зоне, которая в дальнейшем была преобразована в Германскую демократическую республику (ГДР).

ФРГ тут же была интегрирована в западные военные структуры — сперва в Западноевропейский союз (ЗЕС), а потом и в НАТО. ГДР, в свою очередь, вошла в Организацию Варшавского договора (ОВД), так называемый "Восточный блок". Германия, а с ней и вся Европа оказались разделенными на враждебные блоки, взаимоотношения между которыми развивались в рамках советско-американского глобального ядерного противостояния — холодной войны.

Что касается современной ситуации на Украине и вокруг нее, то нельзя не заметить, что она все больше походит на описанный сценарий. Россия настаивает на двух принципиальных положениях, а именно: на единстве Украины (реинтеграции в единое государство территорий самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик), а также на ее нейтральном, внеблоковом статусе. И то, и другое является достаточной гарантией того, что ближайший наш сосед не превратится в источник прямых и непосредственных угроз безопасности России: нейтральный статус не позволит размещать там военные силы и инфраструктуру НАТО, а единство государства будет служить залогом его бесконфликтного внутреннего существования и развития.

Однако наши западные партнеры не согласны с такой перспективой. Судя по их действиям, они стремятся как раз к тому, чтобы Украина обязательно стала постоянным источником угроз для России. Запад не хочет ни нейтрального статуса для Киева, ни объединения страны. Если говорить точнее, то Запад намерен сделать все, чтобы не допустить объединения Украины, ибо в этом случае ее статус по необходимости должен стать нейтральным: на иных условиях реинтеграция невозможна.

Альтернативой может быть только фактический раздел государства на две части, одна из которых будет вынуждена полностью ориентироваться на Запад, а другая — на Россию. Об этом и написал Foreign Policy: "Немецкий опыт способен научить Украину, как идти по пути развития, временно отдав контроль над частью своей территории иностранному государству". Все это — ради закрепление на долгую перспективу положения, при котором "эта страна" находилась бы "на линии разлома между демократическим Западом и авторитарным Востоком".

Если оценить развитие ситуации с этой точки зрения, то становятся понятными и причины регулярных срывов выполнения Минских соглашений, и упорное нежелание правящего в Киеве режима идти на любые шаги в направлении нормализации отношений с ДНР и ЛНР, его фактический отказ от каких-либо реалистичных проектов и планов воссоединения государства. Единая Украина не нужна не только Западу, но и Порошенко и компании: в такой Украине им не будет места.

Насколько реальны эти планы Запада и его киевских ставленников? К сожалению, приходится констатировать, что время работает на них. Каждый день, каждый час продолжающегося внутриукраинского конфликта делает перспективы воссоединения все менее и менее осуществимыми. Копятся взаимные обиды, недоверие, в обеих частях страны формируются собственные уклады жизни, мало совместимые силовые и административные структуры, используются разные языки. И Киев старательно расширяет возникшие трещины, методично создает новые: один из примеров — настойчивые усилия по расколу православных верующих.

Логика и скорость развития дезинтеграционных процессов таковы, что не будет большим преувеличением сказать: при сохранении нынешних тенденций уже через год-полтора ситуация перейдет в качественно новое состояние и перспективы воссоединения Украины отодвинутся в весьма отдаленное будущее.

Значит ли это, что России следует всерьез готовиться к появлению на своих границах новой "Украино-Германии", этакой "Німеччини"?

Есть основания полагать, что такой вывод был бы преждевременным. И вот почему. Дело в том, что послевоенная Германия и сегодняшняя Украина крайне мало схожи между собой. И наиболее существенные в рассматриваемом контексте различия заключаются, во-первых, в народах двух стран, а во-вторых, в качестве и потенциале их экономик.

Украинский народ по-настоящему родственен России, ее миру, ее культуре и истории. Для украинцев (за исключением, пожалуй, лишь крайних националистов и жителей западных областей) Европа, Запад гораздо дальше и более чужды, нежели Россия. И все это несмотря на агрессивную антироссийскую идеологическую обработку, которой подвергается население страны в течение многих лет.

Россия необходима даже ее ненавистникам — для сомоопределения по известной формуле "Украина — не Россия"; только по отношению к России Украина может быть чем-то, в Европе она полностью растворится в миллионах болгар, чехов, словаков, словенцев, румын, поляков, югославов всех национальностей и религий, не говоря уж об арабских, африканских, азиатских беженцах. И украинцы наверняка это начинают понимать, глядя на то, что происходит в Евросоюзе.

Когда Запад "продавал" Украине и украинцам идею об интеграции в ЕС, Европа была другой. Она сохраняла обаяние и притягательную силу, она могла быть интересной. Но сегодня, на фоне миграционного кризиса, Брексита, роста националистических настроений украинцы прекрасно видят, что их ожидания и надежды обмануты. И это разочарование может и должно стать политическим фактором, работающим на отрезвление украинского народа и его возвращение к более прагматичной модели отношений со своими соседями.

В случае с Германией все было иначе: германский вопрос был основным в повестке дня, он не терялся в ряду других не менее насущных проблем; интеграция ФРГ в западную структуру давала реальные, ощутимые преимущества, финансовую, экономическую поддержку, неусыпное политическое внимание, действительное стремление встроить прозападное немецкое государство в родственную ей и гомогенную систему.

Не меньшие различия между сегодняшней Украиной и послевоенной Германией лежат и в экономической сфере. Западная Германия задумывалась и создавалась в качестве мощнейшей индустриальной державы европейского масштаба, она играла роль "магнита", образца для подражания для Восточной Германии и всей Восточной Европы. Не нужно долго доказывать, что Украина, да еще и лишенная Донбасса, не сможет выступить в том же амплуа. На Западе никто не станет целенаправленно развивать местную экономику, поднимать промышленность, повышать уровень технологий и т. п. Украина не может даже претендовать на роль сырьевой экономики: у нее просто нет сырья для этого.

Максимум, на что она может рассчитывать - это статус аграрного придатка, но для кого? ЕС ради нее не станет менять собственную сельскохозяйственную политику: это чревато бунтами французских, испанских, бельгийских, немецких фермеров. Та же Польша заблокирует любые поползновения в сторону усиления аграрного потенциала Украины. Может быть, США вынашивают планы создания на Украине базы агропромышленного (в основном зернового) производства для поставок на Ближний Восток. Но украинцы, похоже, уже начинают прозревать: Рада отказывается выставлять землю на продажу, а без этого американские планы неосуществимы…

Такая объективная неспособность украинской экономики вписаться в систему ЕС и Запада в целом также должна стать политическим фактором. В качестве такового она уже проявлялась, когда местные олигархи убедили президента Януковича отказаться от подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Ответом стал Майдан и госпереворот, но экономическую ситуацию они не улучшили. Потеря Донбасса ставит крест на перспективах развития страны в целом. И ни для кого на Украине это не секрет. Поэтому можно ожидать, что украинцы сумеют трезво оценить, насколько "выгодным" станет для них западный сценарий, ведущий страну по пути "развития" при условии, что она "временно отдаст контроль над частью своей территории иностранному государству".