У всех на устах итоги выборов в Германии: избиратели земли Мекленбург-Передняя Померания на северо-востоке страны "отодвинули" партию канцлера Ангелы Меркель Христианско-демократический союз (ХДС) на третье место, выведя на второе право-популистскую Альтернативу для Германии (АдГ). При этом главной причиной очередного проигрыша ХДС и очередного успеха АдГ считается провал политики Меркель в вопросе о мигрантах.
С этим трудно спорить: действия канцлера действительно не могут не вызывать, как минимум, непонимания со стороны немцев. До сих пор Берлин не удосужился объяснить, зачем, собственно, он распахнул двери перед "незваными гостями", счет которым уже перевалил за миллион.
"Мы это сделаем!" — твердит свой лозунг фрау Меркель.
Но что именно сделаем, зачем и как — эти вопросы остаются без ответа. В результате даже соратники по правящей коалиции — социал-демократы — в лице вице-канцлера Зигмара Габриэля не скрывают своего крайнего раздражения и неприятия логики правительства.
Самый простой вывод, который делается на основании анализа ситуации, — это "закат эры Меркель". Через год в ФРГ должны пройти парламентские выборы, и уже сегодня многие эксперты предрекают действующему канцлеру и ее партии поражение. Допустим, так оно и будет. Но что же дальше?
Судя по итогам уже состоявшихся земельных выборов, явного лидера на национальном уровне выявить в следующем году не получится. При этом ни одна из ведущих "исторических" партий — христианские демократы и социал-демократы — не получат мандата на формирование однопартийного правительства. Значит, нужно будет формировать коалицию. В "старой" ФРГ (до объединения) для этого использовали СвДП — свободных демократов, которые поочередно вступали в союзы то с ХДС (правыми), то с СДПГ (левыми) и тем самым балансировали всю систему. Но сегодня СвДП не котируется, а потенциальная роль "балансира" явно перешла к АдГ.
Но проблема в том, что АдГ в "приличное общество" традиционных политиков пускать не хотят. Никакой "альтернативы" правящий в Германии класс знать не намерен, и, скорее всего, вопрос о коалиции с ее представителями не обсуждается, сколько бы голосов за нее ни было подано: не важно, как голосуют, важно, кто и как считает!
Это означает, что высока вероятность повторения "лево-правой" коалиции ХДС-СДПГ, которая правит страной сейчас. Предстоит великий и жесткий торг, возможно, что канцлером станет представитель социал-демократов, но суть при этом будет одна: германский политикум должен сплотиться перед лицом "популистской" угрозы со стороны "оголтелых националистов" из Альтернативы.
Для "исторических" партий это — вопрос выживания. Но чем обернется лево-правая коалиция для самой ФРГ? Об этом можно судить по итогам деятельности нынешнего правительства: отсутствие воли, внятной стратегии, перенос активности во внешнеполитическую сферу, попытки сплотить нацию перед лицом внешних (Россия) и внутренних (АдГ) врагов. При этом насущные, каждодневные проблемы развития страны и общества отодвигаются на второй план в виду невозможности преодоления внутрикоалиционных противоречий: все-таки левые остаются левыми и никогда не согласятся с правыми на "бытовом" уровне. Согласие возможно только на уровне нации (или Европы), национальных (европейских) интересов, национального (европейского) величия и национальных (европейских) амбиций.
Все это ведет к нарастанию двойного риска: с одной стороны, разбалансировка внутриполитической системы, ее неспособность адекватно отражать структуру и динамику обществ. Как следствие — неспособность к стратегическому управлению. С другой стороны — попытки компенсировать эти недостатки с помощью искусственной мобилизации для "ответа на вызовы": дестабилизация и наступление популистов внутри страны и "угроза Европе" вовне.
Появление подобной перспективы свидетельствует о том, что действующие социально-политические механизмы устарели. Верхи уже не могут управлять по-старому. Значит, предстоит болезненный период поиска и создания новых алгоритмов. И это касается не только Германии.
Почти идентичная ситуация складывается во Франции. Там роль ненавистного "популиста" играет Национальный фронт (НФ), в одночасье ставший третьей силой в стране. Его лидер Марин Ле Пен рвется в президентское кресло. И, судя по нынешним раскладам, у нее есть шансы дойти до второго тура на президентских выборах.
Но и французский политический класс готов объединиться против нее. Во всем остальном непримиримые противники — правые и левые, республиканцы и социалисты — заключили соглашение: если Ле Пен пройдет во второй тур, они выдвинут единого право-левого кандидата.
Как и в случае с Германией, для Франции это является фактическим признанием бессилия действовавших до сих пор политических механизмов и неспособности политической системы управлять страной в новых условиях. А значит, и Францию ждут трудные времена перестройки.
Дальше на запад Европы — Испания, где в очередной раз парламент не смог утвердить кандидатуру премьер-министра. Испанцам вновь предстоит идти на очередные внеочередные выборы, и нет оснований полагать, что по их результатам страна обретет правительство. Но жить-то надо — и тут возникает вопрос, все более популярный в Европе: если демократические выборы не дают результатов, не создают механизмов власти и управления, то что же делать?
Идти на крайний шаг в условиях демократии — референдум? Именно это, собственно, и сделали предусмотрительные британцы: спросить мнение народа, чтобы "обнулить" ситуацию, сформировать новое правительство с новым мандатом — даже если референдум не предполагал смену правящей команды и, следовательно, его итоги не являются выборами. Повторяю — это крайний, весьма опасный прием, с помощью которого правящий в Европе политический класс может попытаться законсервировать положение на какое-то время.
Таким путем, помимо Британии, решилась пойти Италия: там уже через месяц должен пройти референдум по конституционной реформе. Премьер Маттео Ренци обещал, в случае проигрыша, уйти в отставку. Это игра ва-банк; подобный риск в нынешних европейских условиях выглядит, мягко говоря, нежелательным, но у Ренци не остается выбора, поскольку внутренняя ситуация в Италии, как и в Германии, во Франции, в Испании выходит из-под контроля.
Старые механизмы не работают. Даже нейтральной, стабильной и процветающей Австрии не удалось без проблем и скандалов избрать нового президента, даже там общество оказалось расколотым надвое и поровну — то есть так, что определить необходимое для нормального функционирования государства большинство не получилось.
Добавьте ко всему этому все более настойчивый региональный сепаратизм: Шотландия и Северная Ирландия, Каталония, Южный Тироль и Венето, Бретань и Савойя…
Глядя на такую картину, трудно не придти к выводу: современная европейская демократия выдохлась, она не справляется с главной функцией формирования механизмов власти и управления. Это — глубокий недуг, переходящий в данный момент в фазу кризиса. Как этот кризис будет протекать и чем он закончится — не ясно. Но России нужно быть готовой ко всему.