Синдзо Абэ на встрече с Владимиром Путиным вновь попытается прощупать, насколько далеко российский президент может зайти в реализации компромисса по Курильским островам. И не важно, что Путин неоднократно повторял, что российскими территориями он не торгует. Но премьеру Японии это что в лоб, что по лбу. Как заставить Абэ стать реалистом?
Япония настаивает, что четыре острова южных Курил (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) были отобраны у Японии в результате "советской агрессии" после того, как Япония объявила о капитуляции (дескать, лежачего не бьют), и являются оккупированными "северными территориями" Японии.
"Острова переданы России по итогам Второй мировой войны, если хотите пересматривать эти итоги, можно начать дискуссию, — ответил Путин в интервью агентству Bloomberg за день до встречи с Абэ. — Но тогда нужно дискутировать в целом по восточным землям Германии, по Львову, который был частью Польши, и так далее, и так далее. Если кому‑то хочется вскрыть этот ящик Пандоры и начать с ним работать — пожалуйста, флаг в руки, начинайте".
Что же Россия считает компромиссом с Японией, который Путин как-то назвал "ничьей"? Президент вспомнил о договоре 1956 года, к которому "мы вернулись несколько лет назад", пойдя "навстречу Японии". По этому договору Советский Союз пообещал передать Японии после (а не до, как требуют японцы) заключения мирного договора острова Шикотан и Хабомаи. Договор был ратифицирован законодателями обеих стран, но Япония потом от него отказалась, заметил президент. Добавим, что в 2004 году российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что как государство-преемник СССР наша страна признает декларацию 1956 года, "но ее реализация, безусловно, требует переговоров".
Однако японцы отказываются считать договор 1956 года компромиссом, потому что указанные территории занимают только семь процентов от общей площади оспариваемых островов. Какая же это "ничья"?
Премьер Абэ после встречи с Путиным 20 мая текущего года заметил, что стороны договорились отойти от догматов прошлого и поискать новые варианты. Вчера солидная японская газета "Майнити трибюн" сообщила, что Япония готова предоставить россиянам право проживания на четырех островах в случае, если будет принято решение об их передаче Токио.
И хотя японское правительство тут же опровергло информацию, предназначенную, видимо, для домашнего пользователя (Майнити — англоязычное издание), в Японии уверены, что в обмен на их инвестиции, крупномасштабное сотрудничество по Дальнему Востоку, Путин "в благодарность" отдаст острова. Есть даже план помощи Абэ из восьми пунктов, который включает, в частности, строительство заводов СПГ, портов, аэропортов, больниц и другой инфраструктуры.
План рассчитан на то, что экономика России "порвана в клочья" и без японской помощи погибнет. Российский президент в интервью Bloomberg подчеркнул, что речь идет не о каком‑либо обмене или продажах. "Речь идет о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя в накладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей".
Японцам предлагается: давайте сохраним юридический статус-кво островов, а вам предоставим возможности для их совместного освоения, будут сделаны преференции для вашего бизнеса, для ваших туристов, для людских обменов и т. д. Предложение опять же не устраивает Токио и, по мнению автора этой статьи, — очень хорошо, что не устраивает. Перед глазами пример Фолклендских островов, которые за 100 лет из аргентинских стали английскими по одной простой причине: аргентинцы уехали, а англичане приехали. Владеет тот, кто владеет, — и теперь референдум островитян решает проблему суверенитета Мальвин в пользу Великобритании.
В пользу позиции Японии часто приводится аргумент, что с Пекином Москва решает территориальные споры, отдавая Китаю часть своих территорий. Почему же не так решаются споры с Токио? "Наши дискуссии с китайскими друзьями по пограничным вопросам ничего общего со Второй мировой войной и с какими‑то военными конфликтами не имеют, — подчеркнул Путин. — Мы ничего (Китаю) не отдавали, это были территории, которые являлись спорными и в отношении которых мы вели переговоры с Китайской Народной Республикой в течение 40 лет, и в конце концов нашли компромисс. Часть территории окончательно закреплена за Россией, часть территории окончательно закреплена за Китайской Народной Республикой", — обрисовал ситуацию российский лидер.
Президент подчеркнул также, что компромисс с Китаем был найден по причине атмосферы доверия. Такой атмосферы с Японией нет и в помине. Эта страна наперегонки с англосаксами поддерживает санкции против России, американскую ПРО в Азии (часть элементов будет размещена на американской базе на Окинаве), а японское правительство приняло новую трактовку 9-й статьи Конституции, в которой теперь сказано, что Япония имеет право на "коллективную самооборону за рубежом".
Поэтому Россия приняла решение разместить на Южных Курилах береговые противокорабельные ракетные комплексы "Бастион", а также, возможно, и создать там военную базу. Об этом 25 марта, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Может быть тогда до Токио, наконец, дойдет, что это не его "северные территории", а наша контрибуция за поражение Японии во Второй мировой войне.