Россия прорабатывает ответ на начало террористической войны со стороны Украины. Возможно, это будет разрыв дипломатических отношений, сообщил на своей странице в "Фейсбуке" премьер Дмитрий Медведев. Вопрос: является ли такой шаг адекватным ответом на угрозу, с учетом гибели наших военнослужащих в боестолкновениях в Крыму?
С точки зрения автора этой статьи, это неадекватный ответ. Почему? Потому что дипломатические отношения между Россией и Украиной являются формальными. Последний отказ Киева утвердить кандидатуру российского посла (издевательски предложив кандидатуру Касьянова) поставил на них большой и жирный крест. Кроме того, надо вспомнить, что, например, дипотношения России с Грузией до сих пор не восстановлены, они поддерживаются через посольства Швейцарии, и мир не рушится.
Тогда возникает второй вопрос: каким должен быть адекватный российский ответ? И здесь, конечно, на ум приходит аналогия с Турцией. После того как турецкими ВВС был сбит российский бомбардировщик С-24 и с земли протурецкие боевики расстреляли нашего летчика, на Турцию были наложены экономические санкции. Чтобы возобновить отношения между двумя странами, были поставлены условия: извиниться, наказать виновных и возместить ущерб. Совершенно очевидно, что в случае Петра Порошенко эта схема не действенна.
Во-первых, дружеских отношений с проамериканским руководством Украины у России давно нет, наоборот, эти отношения находятся на грани прямой военной конфронтации. О каких извинениях и условиях в такой обстановке может идти речь?
Во-вторых, все санкции Киев сам на себя уже давно наложил, то есть практически никаких экономических отношений между двумя странами не существует.
И в-третьих, Порошенко это не Эрдоган с точки зрения суверенности политика. То есть, если турецкий президент — это государственник, который руководствуется интересами Турции, то Порошенко — это бизнесмен, которому ближе свои личные или корпоративные интересы, и он слушает, что ему говорят из-за океана. И вряд ли ему говорят: "Петр Алексеевич, давайте извинитесь" или "наладьте контакт с президентом России".
Каков же адекватный российский ответ, чтобы убийство российских военнослужащих не осталось безнаказанным, так как чем больше безнаказанности, тем больше вероятность следующих терактов?
И здесь надо ответить на главный вопрос. Почему Киев в последнее время пытается развязать военный конфликт с Россией? Провокации идут одна за одной, по неофициальным данным, боестолкновения в районе Армянска не первый подобный случай, — это первый случай, который Россия сочла нужным обнародовать. Причина постоянных провокаций в том, что Украину не устраивает минский процесс, который установил статус противостояния на Донбассе как внутренний конфликт, гражданскую войну (как оно, собственно, и есть).
Киев любыми средствами пытается представить этот статус как конфликт между Россией и Украиной. Пока не получается, поэтому есть надежда, что развязанная маленькая "войнушка" автоматически пристегнет к новому конфликту конфликт на Донбассе.
Конечно, это рискованная игра — можно спровоцировать Россию на большую войну, и не дойдут ли тогда российские войска до Киева, это, как говорится, "бабушка надвое сказала". Ставка здесь делается на поддержку Запада. То есть предполагается, что интегрированный Запад, и все те, кто его поддерживает, отреагируют на военный ответ России, как на международную агрессию России против Украины. Тут же пойдет помощь летальным оружием, новыми санкциями и так далее, и "все вместе мы победим агрессора".
Но этот расчет — неверный. Потому что Запад сейчас даже не заметит, если Россия что-то предпримет в военном отношении против Украины. Запад просто тонет в собственных проблемах. В Европе — это беженцы, подъем националистических партий накануне федеральных выборов в следующем году во Франции и Германии, Brexit, нерешенные проблемы в экономике Греции, Испании и Португалии. Все это ставит целостность Евросоюза под большой вопрос. А в США сейчас идет битва против Дональда Трампа. Его приход к власти — это прямая угроза американскому истеблишменту.
Путин, очевидно, не будет поддаваться на военные провокации Порошенко. Хотя президент России и отменил встречу в нормандском формате на G-20, но это не отказ от него (по вышеуказанной причине). Что же касается дипломатических отношений, то вместе с ними надо бы прерывать и консульские. Запрещать трудовую миграцию украинцев в Россию. Это было бы дополнительным сильным ударом по украинской экономике, так как украинцы пересылают в Незалежную значительные денежные суммы.
И последнее замечание. Автор данной статьи провела бы параллель с Турцией в несколько другом аспекте, в аспекте молниеносного военного переворота. Да, в Анкаре он не удался, но это очень хорошее оружие избавления от неугодных режимов. Запад им пользуется очень эффективно. Россия пока этому не научилась, хотя у СССР был такой опыт в Афганистане. Пришла пора научиться, и хочется надеяться, что определенные структуры готовят такой переворот. Если киевский режим встал на путь террора, то это было бы ему самым адекватным ответом. Что же касается наличия среди военных на Украине достойных людей, думается, что они найдутся.