Как только стало ясно, что Британия покидает Евросоюз, Германия взялась за наведение порядка в "европейской семье". Разгильдяи и вольнодумцы оказались под угрозой санкций: Польша — за неправильную судебную реформу, Испания с Португалией — за ненадлежащую борьбу с бюджетным дефицитом. После "публичной порки" которой была подвергнута Греция, угрозы звучат вполне убедительно.
Итак, наступил, кажется, звездный час для Берлина и лично для фрау Меркель: уход англичан из Евросоюза развязал немцам руки для установления "нового порядка" на континенте. Дисциплина, ответственность, строгое выполнение всех условий и — работа, работа, которая одна может сделать свободными, — вот отныне лозунг, в соответствии с которым Европа должна будет жить. По крайней мере, в этом убеждена Германия, а с ее "легкой руки" — и руководство ЕС.
Серьезность намерений сомнений вызывать не может: любого нарушителя ждет неизбежная кара. Вот, например, Польша. Там прошла реформа Конституционного суда. Поляки почему-то решили, что это их внутреннее дело. Отнюдь! И вот Еврокомиссия готовится ввести против Варшавы санкции. Все должны знать: Конституционный суд это не "внутреннее дело". Европа — едина, а значит законодательство и суды, включая Конституционные, должны соответствовать нормам.
Вполне возможно, что вслед за Польшей претензии будут предъявлены, скажем, Венгрии. Здесь тоже слишком много вольностей себе позволяют. Защита интересов каждого государства в рамках ЕС должна быть прерогативой самого ЕС, а не конкретного государства. Не нравятся мигранты — обращайтесь по инстанции, а не разводите самодеятельность. Если каждый будет открывать и закрывать свои границы, как и когда захочется, строить стены без санкции союзного руководства, принимать или высылать, кого и когда вздумается — что же это будет за союз? Нет уж, геноссен, так не пойдет!
Или возьмите южные республики: Испанию и Португалию. Когда-то их приняли — вместе с Грецией, взвалили, можно сказать, этот груз на плечи в надежде, что они подтянутся, соберутся и начнут, наконец-то, много и упорно работать… А они что-то не тянут, все больше норовят получать, чем давать. Греки вообще бунт подняли: мол, нас разорили, нашу экономику уничтожили, дайте нам денег, иначе уйдем! Пришлось их примерно наказать. Так что пусть работают и помнят, на чьи кредиты вообще живут.
Пример Греции — другим наука. Он облегчил задачу с Испанией и Португалией. Они превысили допустимые уровни бюджетного дефицита. Раньше подобные "шалости" кое-кому сходили с рук: например, Франции, которая до сих пор не достигла нормы в 3 процента и обещает исправиться к 2017 году. Но Франция — ключевой союзник, с ним нельзя обходиться слишком строго.
Но что позволено Парижу — не позволено Мадриду и Лиссабону, и поэтому их за превышение ждут санкции. Благо их главного адвоката — Лондона — уже нет в рядах столиц Евросоюза. Британия не один век патронировала государства Иберийского полуострова — еще с наполеоновской попытки объединить континент. И в рамках современного ЕС она не раз защищала испанцев и португальцев от жестких требований со стороны Брюсселя и Берлина. Но теперь — другое дело, теперь иберийцы остались без защиты, и почувствовать это они должны сразу.
Какие это будут санкции? В отличие, например, от Союза Советского, где ответственность за нарушения бюджетной дисциплины несли руководители союзных структур (их могли отставить, посадить, даже расстрелять), в Союзе Европейском отвечать будут все граждане страны-нарушителя. Ибо на них налагается штраф в размере 0,2 процента от ВВП. Эти средства будут изъяты из национальных финансов, что ляжет дополнительным грузом на население. Правда, по сравнению с тем, что произошло в Греции, это весьма мягко. Так что пускай радуются, что прописали им не по полной. И заодно пусть думают впредь, какое правительство себе избирать, чтобы не навлечь снова "гнев праведный". И — работать! Работать!