Ливия находится в состоянии гражданской войны. Экономика развалена, общество дезинтегрировано, такая ситуация является питательной средой для исламских экстремистов. Почему России следует активно присутствовать на политической карте Ливии, Pravda. Ru рассказал президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов.
— В ходе Петербургского экономического форума российский президент и его гость, премьер-министр Италии отметили, что две страны намерены координировать усилия по стабилизации ситуации в Ливии. Действительно ли России следует вмешиваться в эту достаточно далекую для нас ситуацию?
— Роль России в мире возрастает после длительного периода отступлений в международных делах под воздействием главного тогда тезиса, что наша сфера внешнеполитических интересов — это государства бывшего Советского Союза. Американцы эту нашу политику восприняли как уход с глобальной политической арены, и все, что произошло в Ливии в 2012 году, это показатель того, что они оценили нас правильно, с их точки зрения.
Мы, действительно, ушли. Закончилось это полной анархией, развалом целого государства, причем государства с высоким уровнем социально-экономического развития. Но сегодня встал вопрос о том, чтобы собрать осколки этого кувшина, который расколотили американцы. Потому что, на мой взгляд, сегодня очень серьезная опасность произрастает именно с территории Ливии. Есть потенциальная опасность, что осколки ИГ (группировка запрещена в России) из Сирии, из Ирака, вместе с семьями через Турцию пробирутся в Ливию. Под боком у Европы, у той же Италии, у Франции, которая участвовала в разгроме Каддафи под мудрым руководством американцев, создается очаг мирового терроризма.
— Причем в очень взрывоопасном районе, где с одной стороны Египет, с другой — Алжир.
— Да, это Африка. Рядом действует нигерийский и сомалийский "Боко Харам". Причем, рядом Европа, куда беспрепятственно в рядах беженцев могут перебираться террористы. То есть ситуация неординарна.
Есть еще один момент: если в Сирии в Ираке игиловцы были блокированы со всех сторон: Сирия с одной стороны, Ирак — с другой, Иордания — с третьей, а Турция, хотя и помогала, но все-таки оставляя ситуацию под контролем, то в Ливии этого контроля не будет, там открытые границы. И второе — это колоссальные финансовые возможности.
Ливия — богатейшее государство, и если эти ресурсы встанут на службу международного терроризма, я думаю, что тут не только нам, Европе, но и американцам достанется. В этой связи, полагаю, что происходит некий процесс деформирования прежней американской политики, которая характеризовалась сначала тем, чтобы разжечь пожар войны, уничтожить Исламский мир, уничтожить арабов и после этого создать новые границы государства. Это знаменитая карта подполковника Ральфа Петерсона. Этого не получилось в связи с двумя факторами: первый — это то, что Сирия им оказалась не по зубам, и для них совершенно неожиданной оказалась твердая и уверенная позиция России.
Они рассчитывали примерно на такой же сценарий, как в Ливии, как в Ираке, как в Югославии. Мы немножко поворчим, отступим обратно, а потом, может быть, даже задним числом проголосуем за соответствующую резолюцию Совета Безопасности. Этого не произошло, потому что, я думаю, наше руководство пришло к очень правильному стратегическому заключению, что дальше отступать нельзя, это опасно для национальной безопасности России. И события на Украине это четко показали. Смена власти на Украине произошла на год раньше, чем изначально планировали американцы. Там должны были быть демократические выборы, которые Янукович должен был совершенно спокойно "сдать" своим оппонентам во главе с Викторией Нуланд и американским послом. Но, учитывая, что наша твердая позиция была продемонстрирована в Сирии, американцы вынуждены были, скрипя зубами, оставить Башара Асада в покое в военном плане. В наказание Россия получила военный переворот в Киеве. Затем целая плеяда лидеров Прибалтики, Польши и т. д. запустила в движение тот механизм, который на протяжении десятилетий был подготовлен для Киева. Американцы поспешили и, на мой взгляд, просчитались на Украине.
— Можно ли предполагать, что Россия может себя повести в Ливии примерно так же, как и в Сирии? То есть поставить некие условия и достаточно жестко начать говорить со своими оппонентами? Если это так, то потребуется ли нам использовать ресурсы, схожие с теми, которые мы используем в Сирии? Я также заметил, что мы с американцами особо активного диалога не ведем, а с европейцами — да.
— У Ливии свой сценарий. Свое отношение к Ливии высказывают европейцы, прежде всего Италия, Франция, которые обеспокоены волной мигрантов. Но американцы, мне кажется, до сих пор еще не осознали этой опасности и ведут дело к умышленной дестабилизации и, на базе этой дестабилизации, — к приходу к власти в Ливии их надежных агентов.
Мне кажется, что сегодня очень важный период относительно Ливии, когда Россия может сыграть решающую роль. Без решения Совбеза, без правильных принципов ливийского национального урегулирования, я думаю, что ни одна из противоборствующих сторон там одержать верх не сможет.
— Как я понимаю, в Ливии на востоке страны правят парламент и генерал Халиф Хафтар, это район Томрака и Бенгази. А на западе, в Триполи, заседает вновь созданное правительство, которое было завезено туда на катерах из Туниса. Это так?
— Мне очень нравится ремарка Сергея Викторовича Лаврова, который, характеризуя ливийское правительство национального согласия, сказал, что они не только не контролируют Триполи, они боятся высунуться из бункера морской военно-воздушной базы в Триполи.
— Но, тем не менее, они являются международно признанными.
— Вот именно, потому что здесь идет борьба за то, кто будет в доме хозяин. Американцы жестко поставили задачу перед главой временного правительства Сараджем руководить всем процессом примирения. Но как можно руководить, если под твоим контролем ничего нет? Я считаю, что наша линия на поддержание дипломатических отношений со структурами, созданными американцами и под эгидой ООН (я имею в виду и премьер-министра Фаиза Сараджа), правильны. Когда в Москве находился генерал Хафтар, то почти одновременно с ним, с разрывом в один день, в МИДе принимали заместителя Сараджа. То есть у нас идет сбалансированное отношение, и я считаю, что это очень мудро сделали. Но в этом раскладе не хватает третьего звена — представителей парламента, потому что в Ливии три точки опоры, и надо работать со всеми равномерно. Но есть опасность повторить югославскую и иракскую нашу позицию. Наше опасение, как бы не затронуть США, как бы не испортить своими "неуклюжими" действиями отношения Хафтара и Агила, председателя парламента, не испортить отношения с американцами, у которых свой план, в который ни Хафтар, ни Агил не входят, — вот это проблема.
— Я обратил внимание, что диалог-то мы, получается, ведем с итальянцами, с теми, кто ближе всех.
— Возможности итальянцев крайне ограничены. Когда мы сегодня говорим о Ливии, то тут, мне кажется, происходит раскол между Америкой и Европой. И эту тенденцию нашим политикам надо учитывать и активно использовать в своих интересах. Я считаю, что России как государству выгодна более активная роль Европы. Потому что Европа, волей-неволей, будет вести многоплановую игру и с парламентом, и с Хафтаром, и со всеми. Она не будет больна навязчивой идеей любой ценой привести к власти Сараджа, допустим. А что такое Сарадж? Он предложил парламенту утверждать новое правительство, и нашпиговал его, в основном, сторонниками ИГ. Вы представьте: под давлением американцев Сарадж формирует на территории Ливии аппарат правительства, которое американцы не смогли создать в Сирии путем свержения Башара Ассада и привода к власти исламских фундаменталистов. Здесь очевидна попытка сделать то же самое, только политическим путем, опираясь на резолюции Совбеза и так далее.
Но, мне кажется, наши дипломаты проявили здесь мудрость, и американцы столкнулись с очень важным пунктом Схератского соглашения, который гласит: "Правительство Ливии должно быть утверждено парламентом". А парламент один, в Домраке. Поэтому до сих пор, хотя многие рассматривают Сараджа как премьер-министра, на самом деле он назначенный временно глава правительства, который еще не получил одобрения парламента. Поэтому в этом отношении, конечно, у нас сильные позиции.
Но самое основное, мы забываем о позиции арабских стран, у которых прямой основной интерес в сохранении стабильности в Ливии. Так, Алжир имеет огромную совместную границу с Ливией, а в Алжире с 1990-х годов идет беспощадная война с исламскими террористами, салафитами. И вот рядом на его границе вдруг появляется снова какая-то исламская зараза.
Возьмите Египет, там не так давно закончилась схватка между "Братьями-мусульманами" и военными, армией. Египет сейчас очень обеспокоен, обеспокоены все страны Персидского залива. Главная страна-хранитель исламских святынь Саудовская Аравия необычайно обеспокоена тем, что Ливия превращается в очаг исламского терроризма. И они прекрасно понимают, что "исламский" терроризм будет направлен прежде всего против исламских государств, в первую очередь против тех, которые играют в исламском мире главную роль.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовал