Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков вчера сообщил, что турецкий президент Реджеп Эрдоган "извинился" за убийство российского летчика в письме к Путину. При этом турецкие СМИ, в частности государственное информационное агентство Anadolu, долгое время утверждали, что это вольный перевод россиян, которые слова "выражаю сожаление" перевели как "извините". Зачем Россия опять причаливает к турецкому берегу?
По мнению директора Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии, тюрколога Владимира Аваткова, Эрдоган сказал kusura bakmasınlar, по-русски — "не взыщите". "Это не совсем извинения. Турция на протяжении всего времени после сбитого самолета пытается манипулировать информационно, используя все возможные способы", — заявил Аватков газете "Известия". Он отметил, что Анкара стремится "вернуться к предыдущему статусу, совершенно ничего не делая".
После анонса письма Эрдоган сделал заявление во время трапезы в ходе Рамадана, которая проходила в президентском дворце в Анкаре. "Я считаю, что отправленное Путину письмо поможет улучшить наши отношения на пользу обеих стран. В этом письме я выразил свое глубокое сожаление по поводу инцидента, а также напомнил ему о региональных возможностях сотрудничества, которые мы могли бы реализовать. Я считаю, что мы можем быстро нормализовать отношения".
Далее мы услышали комментарий премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма. "Мы высказали свои извинения, и мы говорим, что мы будем выплачивать компенсацию в связи с этим в случае необходимости," — приводит его слова турецкая версия издания "Аль-Джазира". Выскажем свое предположение, что текст опубликованного перевода был согласован с турецкой стороной , а ссылка на его "трудности" рассчитана на внутреннего турецкого потребителя.
Можно, конечно, оставаться непреклонными, требуя более четких извинений, но лучше подождать следующего шага правительства Турции. Во-первых, компенсаций, во-вторых, привлечения виновных к ответственности. И в-третьих, прекращения поддержки ИГ в Сирии. Если Эрдоган примет российские "правила игры" в Сирии, то можно действительно ждать нормализации отношений. Хотя, вероятно, Эрдоган уже перестал ставить на ИГ после поражения исламистов в иракском городе Фаллуджа.
Нормализация отношений выгодна обеим сторонам. Для Турции это возможность восстановить российский туристический поток - он упал на 92 процента в мае по сравнению с предыдущим годом - и экспорт в Россию сельскохозяйственной продукции, то есть дать экономике перевести дух. Для России — шанс укрепить свои позиции в Сирии и стать доминирующим игроком на Ближнем Востоке.
Москве в момент обострения отношений с НАТО в любом случае выгоднее иметь урегулированные отношения с членом альянса. Наряду с Брекситом заявление Эрдогана является фактором, резко снизившим опасность горячего конфликта. А ведь после письма американских дипломатов о применении силы в Сирии казалось, что это дело одной недели. Стратегически выгоднее пойти навстречу Эрдогану и принять его сожаления за извинения. Тем более, если после ухода Давутоглу он вернется к прежней политике "ноль проблем с соседями".
В понедельник Турцией было анонсировано подписание договора о нормализации отношений с Израилем и взят курс на восстановление отношений с Египтом. С Израилем у Эрдогана был конфликт в 2010 году, после расстрела израильтянами гуманитарного судна, где находились пропалестинские турецкие граждане. С Египтом — по причине "недемократичного" отстранения от власти президента Мухаммеда Мурси.
Договор с Израилем открывает путь к израильскому природному газу. В свою очередь Египет — это важный партнер в регионе. То есть налицо стремление отказаться от ставки на Запад и наладить отношения с соседями. Результат этих действий, по данным "Блумберга", был уже вчера: акции израильских и турецких энергетических компаний подскочили в цене. То же самое касается акций Turkish Airlines, которые выросли на 3,9 процента, отыгрывая часть от падения на 20 процентов в текущем году. Оздем Санберк, бывший турецкий посол в Лондоне и Брюсселе, президент базирующейся в Анкаре Международной организации стратегических исследований сказал, что стимул у страны один: "Турция хочет перестать находиться в изоляции".
Похоже, восстановление прежней политики — это вопрос выживания Турции и турецкого президента. То есть свои "не только помидоры" он уже получил.
"Компенсаций только что-то пока не видно, наказания виновных пока не видно, — прокомментировал поведение Эрдогана для Pravda.Ru Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока. — Турецкие офицеры продолжают воевать в составе Аль-Каиды и Ахрар аш-Шам против сирийской армии. Турция продолжает подрывную работу на территории Центральной Азии, в Закавказье и в РФ против России. Поэтому извинения Эрдогана — это очень мило, но не более чем. Обжегшись на молоке, надо хотя бы на воду подуть, тем более, что кипяточек еще тот. А то сваримся в этом котелке, который нам Эрдоган закипятил".
"В определенной степени сейчас и Россия, и Турция оказались в изоляции", — рассказал Pravda.Ru Шамиль Султанов, президент центра стратегических исследований "Россия-Исламский мир". — Поэтому стремление быстро восстановить уровень отношений, который между ними существовал, думаю, устраивает обе страны и займет некоторое время. На самом деле, подспудно конфиденциальные переговоры на эту тему проходили еще с начала мая. Телефонный разговор Эрдогана с Путиным должен завершить те переговоры, те договоренности, с которыми работали дипломаты и разведчики в течение почти двух месяцев".
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru