Одновременно русского медведя и китайского дракона американцам не свалить. Владимир Путин и Си Цзиньпин в условиях давления Запада решили объединиться, пишет китайская Global Times. Президент России 25 июня посетил своего китайского коллегу, чтобы заключить опорные соглашения для усиления интеграции, причем не только в военной области, но также в области энергетики, нефтегазовой и химической промышленности, сельского хозяйства.
Это была четвертая поездка Владимира Путина в Китай после того, как китайский президент вступил в должность в 2013 году. Западные СМИ утверждают, что встреча была нужна скорее российскому президенту, "который должен показать Западу, что у него есть друзья". Об этом пишет Newsweek, цитируя Агнию Григас (Agnia Grigas), старшего научного сотрудника "Атлантического совета".
"Россия хотела бы представить китайско-российские отношения как балансировку или оплот против Запада, но это больше позерство, чем реальность. Россия сильнее нуждается в этих отношения как по прагматическим, так и по политическим причинам", — отмечает Григас. Однако сложно назвать "позерством" 30 соглашений, которые были подписаны в Пекине.
С политической и прагматической точки зрения Китай не меньше России испытывает сильное давление Запада из-за своего "агрессивного поведения" в Южно-Китайском море. США и Евросоюз до сих пор сохраняют запрет на торговлю оружием с Китаем после событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь. "Китай и Россия решили углубить свои связи, потому что им "надоело стремление Вашингтона к гегемонии", пишет китайская Global Times — рупор компартии Китая для англоязычной аудитории. Как отмечает издание, США "являются крупнейшим источником глобальных стратегических рисков".
"Стороны заняты не риторикой, а реальной политикой. Они в большой степени готовы развивать тотальную дипломатию и поддерживать нормальные отношения с западным миром. Тем не менее, усилия США посягнуть на Китай и Россию в стратегическом плане привели к усилению связи между Пекином и Москвой по некоторым основным интересующим обе стороны вопросам", — сообщает издание, подчеркивая, что "Пекин и Москва подтвердили, что их отношения не являются союзом и не направлены против третьей стороны".
Рассмотрим вопросы, которые Григас называет "позерством".
1. Китай нуждается в поставках зерновых, производство которых по ряду позиций сегодня в России дешевле. Подписаны протоколы о фитосанитарных правилах для импорта в Китай российских пшеницы, кукурузы, риса, соевых бобов и рапса, сообщает Reuters. Китай разрешил импорт пшеницы из Алтая, Красноярского края, Новосибирской и Омской областей. Важно, что эти крупные китайские заказы обеспечат развитие транспортной инфраструктуры Сибири.
2. Китай заинтересован в поставках российской нефти и газа. Россия в последнее время стала ведущим экспортером нефти в КНР. В настоящее время РФ предлагает для приватизации более 19 процентов акций нефтяного гиганта "Роснефть" и два места в правлении госкомпании. Судя по динамике, Китай рассчитывает на преференции в борьбе с Индией за эти акции и места. Так, между "Роснефтью" и китайской CNPC заключен контракт на поставку 325 миллионов тонн нефти в течение 25 лет. "Роснефть", по данным Reuters, продаст 20 процентов компании "Верхнечонскнефтегаз" китайской Beijing Gas — главному продавцу газа в Китае. Владимир Путин отдельно отметил, что строительство газопровода "Сила Сибири" идет по графику, а первая очередь "Ямал СПГ" будет пущена в 2017 году.
Китайская фирма Sinopec купит 49 процентов акций "Роснефти" в разработке Юрубчено-Тохомского и Русского месторождений. Будет построен завод с объемом выпуска 3 миллиона тонн нефтехимической продукции. Компания ChemChina выступит инвестором в "Восточной нефтехимической компании" (ВНХК).
"Роснефть " не только продает свои активы, но и покупает их в Китае. Продолжается работа над Тяньцзиньским нефтеперерабатывающим и нефтехимическим комплексом, в котором 49 процентов акций принадлежит российской госкорпорации. Завод будет способен перерабатывать до 16 миллионов тонн нефти, что заметно усилит позиции российской нефтянки в Китае.
3. Китай будет продвигать в России свой проект "Новый Шелковый путь". Стороны договорились о работе над масштабным проектом высокоскоростной трассы Москва-Казань стоимостью около 1 триллиона рублей с перспективой строительства аналогичной магистрали "Москва-Пекин". К масштабным относится соглашение о разработке широкофюзеляжного магистрального самолета и гражданского перспективного тяжелого вертолета.
"Мы также строим в КНР Тайваньскую АЭС, запущено два энергоблока с нашим оборудованием, — сказал Pravda.Ru Николай Котляров, директор российско-китайского центра Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. — Нельзя сказать, что масштабы нашего инвестиционного сотрудничества гигантские, поэтому и ставится задача это все активизировать". В настоящее время прорабатывается около 58 различных сделок и договоров на общую сумму около 50 миллиардов долларов.
4. Больше интеграции. Банк России и Народный банк Китая подписали меморандум о создании в России расчетно-клирингового центра по операциям в юанях. Сейчас доля таких операций составляет девять процентов. По мнению Николая Котлярова, ставится задача увеличить ее до 20 процентов. Кроме того, Россия хотела бы создать зону свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (РФ, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) и Китаем. ЕАЭС и китайский "Новый Шелковый путь" — это очень серьезная долгоиграющая тема, заметил Николай Котляров.
"Принято решение сопрягать эти два проекта. Теория есть, а вот нормативно-правовая база — это сложная вещь", — добавил эксперт. — Сейчас, наверное, оптимальный вариант — это создание представительства Китая при комиссии ЕАЭС. Она будет прорабатывать условия присоединения Китая к этому проекту, и начнется оно с установления зоны свободной торговли". Добавим, что есть и другие трудности. Многие российские фирмы не понимают, как работать с Китаем, как строятся китайский рынок и сеть сбыта. Не хватает экспертной поддержки.
"Западные СМИ любят преувеличивать любые незначительные разногласия между Китаем и Россией, - пишет Global Times. — США не в состоянии свалить китайского дракона и русского медведя одновременно. Они не понимают устойчивости и открытости китайско-российских отношений. Китайско-российские отношения устанавливаются на равных позициях с взаимным уважением. Эти две крупные мировые державы чувствуют себя полноценно и не обременены своей стратегической кооперацией".