Премьер-министр Абхазии Артур Миквабия сообщил, что страна не стремится к присоединению к РФ. В отличие от Южной Осетии, она хочет быть независимой. О причинах этого заявления, а также о положении и потенциале кавказской республики рассказал в интервью Pravda.Ru начальник Сектора кавказских исследований РИСИ, кандидат политических наук Артур Атаев.
Напомним, отличие Абхазии от Южной Осетии Миквабия пояснил так: "Осетины — разделенный народ, часть сейчас живет в России, часть — в Южной Осетии, поэтому есть желание воссоединиться. У нас же другая ситуация. Мы хотим быть независимым государством и при этом надежным и верным союзником великой России. Мы заслужили свою независимость, отдали за нее тысячи жизней лучших сыновей и дочерей". Поэтому Сухуми не будет проводить референдум о присоединении к РФ, отметил он.
— Политическая элита заинтересована в независимости Абхазии. Почему власти не хотят узнать мнение простого народа, проведя референдум?
— Минквабия, как я понял, сделал это заявление в контексте текущих политических процессов в дружеском Абхазии государстве — Южной Осетии. Больше никакого информационного повода для этого заявления не было. Ни сами абхазы, ни армянская или русская община Абхазии этот вопрос не поднимали, насколько я знаю.
В политическом, общественном, культурном, экономическом сегменте Абхазии ее государственность считается состоявшимся историческим, политическим и экономическим фактом. Это непререкаемая политическая и юридическая истина. Я даже не знаю ни одного депутата абхазского парламента, ни одного политического деятеля, ни одного человека, занятого в исполнительной власти, который когда-либо, в какой-либо степени актуализировал бы этот вопрос.
Просто есть юго-осетинский прецедент. Я на днях приехал из Южной Осетии и знаю, что там эта тема — ключевая. Там она звучит из уст президента, из уст главы парламента, обсуждается на конференциях.
— В чем вы видите принципиальное отличие Абхазии от Южной Осетии в вопросе возможного присоединения к РФ?
— Дело в том, что в Абхазии совершенно другой, нежели в Южной Осетии, политический ландшафт. Как правильно заметил в своем заявлении Миквабия, осетины — разделенный народ. Абхазы тоже могут претендовать на статус разделенного народа, так как немалая их часть проживает в Турции, но все равно текущее положение и перспективы у двух республик совершенно различны. Поэтому в Южной Осетии возможность проведения в 2017 году референдума о присоединении к России — наиболее серьезно обсуждаемая тема, основной политический тренд. В Абхазии — нет.
Абхазия — это устоявшаяся политическая реальность, устоявшееся государство с довольно существенной политической и юридической базой. Поэтому ни для экономической элиты, ни для политической элиты тема вхождения в состав России не стоит.
— За счет чего независимая Абхазия будет строить экономику, развивать страну: только туризм, или есть другие возможности? Каков потенциал республики?
— Что касается экономической составляющей развития этой территории, то мне хотелось бы сделать несколько акцентов.
Во-первых, важный момент в союзнических договорных отношениях между Россией и Абхазией: Абхазия присоединилась к санкциям против Турции. Это повлияло на экономическую составляющую развития страны. По статистике, товарооборот с Турцией составлял 17-20 проценов от общего товарооборота. В денежном выражении потери Абхазии составили порядка 1,4 миллиарда рублей. И политический, и экономический класс Абхазии считает это довольно заметной потерей. Но Россия компенсировала эти потери по документам, которые действуют в рамках межправительственных соглашений. Здесь экономически все нормально.
Во-вторых, конечно, Абхазия — это туристический край. Абхазы ожидают в этом году более 2 миллионов туристов. В прошлом году страну посетили порядка 1,5 миллионов, в этом году ожидается существенный рост. Конечно, в этом плане остро стоит логистическая проблема. Увы, но предельная пропускная способность контрольно-пропускных пунктов на границе между Абхазией и Россией не рассчитана на такое количество людей. Там постоянные очереди, пробки. Ведь предполагается, что в сутки через КПП может проходить только чуть более двух тысяч транспортных средств. А реально там проходит около семи тысяч автомобилей, — до 60 тысяч людей. Это колоссальная нагрузка.
Данная проблема должна решаться за счет другого инфраструктурного проекта — железная дорога "Сочи-Сухуми" должна работать в полноценном режиме. Также должен быть задействован морской путь. Абхазия — это морская держава, поэтому актуальность строительства причалов никуда не делась. В целом Министерство экономического развития Абхазии и правительство Абхазии сейчас этим вопросом занимаются. Этот момент — очень важный.
Кроме того, остается вопрос восстановления так называемой Абхазской железной дороги, которая идет из России в Абхазию и дальше — в Грузию и Армению. Это важнейший инфраструктурный проект не только для Абхазии, но и для Армении. Кстати, в абхазских СМИ господин Миквабия неоднократно подчеркивал важность и необходимость восстановить этот путь.
Понятно, что здесь экономические вопросы упираются в политические. Грузия ни в какие договорные отношения с нынешним политическим режимом Абхазии вступать не хочет, да и с последующим тоже. Абхазская государственность ею не признается никак. Но этот важный этап может стать Рубиконом, прорывом в отношениях.
Если Грузия переступит через свое самолюбие и начнет переговорный процесс с Абхазией по поводу восстановления железной дороги в Армению, это станет очень важным шагом в развитии всего Закавказья.
Прецедент решения таких вопросов есть. В свое время остро встал вопрос Ингурской ГЭС, часть которой находится на территории Грузии, часть — на территории Абхазии. Сейчас электроэнергию два государства делят между собой. Этот факт позволяет сделать предположение, что можно будет развивать и железнодорожный инфраструктурный проект. Ведь это в интересах всех, в том числе и Грузии.
Важное место в экономике Абхазии занимают рыбные промыслы. Руководство страны во главе с президентом Раулем Хаджимбой пытается поставить их на контроль, чтобы не было контрабанды, чтобы не заходили турецкие суда, которые вылавливают абхазскую рыбу. Сейчас контроль с помощью российских пограничников налаживается. Еще один потенциально совместный проект — планируемая нефтедобыча с участием "Роснефти". Словом, перспективы есть.
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовала