Как скажется на политическом климате на Украине возвращение к "родным пенатам" Надежды Савченко? Есть ли основания считать, что ее обмен подтолкнет киевские власти на реализацию минских договоренностей? На вопросы главного редактора Pravda.Ru Инны Новиковой в авторской программе "Необычная неделя" ответил замглавы комитета по международным делам, заместитель председателя Государственной думы РФ Александр Романович.
— Надежда Савченко вернулась на родину и активно включилась в местную политическую жизнь. Стоило ли России вообще идти на этот обмен, и что для Украины будет означать ее возвращение?
— Говорить о некоем обмене в данной ситуации нет оснований. Речь идет о помиловании Президентом Российской Федерации преступницы Савченко. Мы не обсуждаем, как и что было, какие шли переговоры между органами правосудия двух стран. Есть легитимные способы передачи осужденных, и у нас с Украиной на этот счет подписаны соответствующие правовые документы. Наш президент помиловал Савченко, Порошенко помиловал двух бывших российских офицеров, которые в итоге тоже вернулись домой.
Поначалу я думал, что, может быть, Савченко будет иметь на Украине политические перспективы. Теперь я понял, что их нет. Риторика, с которой она вернулась домой, — риторика ультраправых, за которых даже в сегодняшней Украине голосует не больше одного-полутора процентов избирателей. Я бы сравнил будущую судьбу Савченко с судьбой наших девушек-"пусек". Они тоже в свое время прославились на весь мир, их заочно носили на руках, пока они были в заключении. Они тоже были инструментом давления на нашу страну и на президента Российской Федерации. Но мы-то знаем их судьбу после того, как их выпустили на свободу: в России о них все тут же забыли, и никто уже не знает, где они, кто такие и как их звать.
— Есть мнение, что помилование Савченко поможет сдвинуть с мертвой точки процесс обмена пленными между ДНР, ЛНР и Украиной.
— История с Савченко особая. Произошел обмен людьми, до этого осужденными судом. В случае с пленными же речь идет об обмене гражданами, которых не осудили. Вопрос в этом случае перетекает в иную плоскость.
Почему тормозится Минский процесс? В том числе и потому, что не происходит обмен пленными, как это было прописано в Минске — всех на всех. А почему он не происходит? Потому что Украина переводит часть пленных в разряд уголовников и судит их за уголовные преступления. Дальше эти люди получают уголовные сроки, и обменять их на пленных уже становится невозможно. В этом заключается суть проблемы.
Что же до Савченко, то она с самого начала была избрана на роль инструмента политического давления на Россию. Первом шагом в этом направлении явилось избрание ее депутатом Верховной рады. Вторым — включение в состав украинской делегации на Парламентской ассамблее Совета Европы. И так далее. Поэтому сравнивать Савченко и тех, кто сегодня находится в плену, нельзя.
Украинская сторона, без сомнения, и дальше будет искать разные способы, чтобы затормозить исполнение Минских соглашений. Продолжит ли она это делать за счет того, что пленных сделают уголовными преступниками, или требуя выдачи заведомо мертвых людей, не важно. Киев, как и раньше, будет оправдываться: видите, мы не можем исполнить договоренности, потому что нам не отдают наших людей! А почему не отдают — уже другой вопрос. Уловки, к которым Киев прибегает в вопросе обмена пленными, безусловно, циничны. Но украинская сторона их использует.
— Обмен пленными не единственный пункт Минских договоренностей, который саботирует нынешняя киевская власть…
— Получается замкнутый круг. Реализация Минских соглашений предполагает, что стороны должны выполнить четыре пункта. Киевская сторона ни одного из них до сих пор не выполнила. Первый касается полной и окончательной конституционной реформы, которая должна быть проведена без всяких, так сказать, предварительных условий. И только после этого можно будет переходить к следующим шагам. Но Киев в ответ говорит: реформу мы проведем, но временную, только на три года.
В качестве следующего шага после проведения конституционной реформы должны состояться выборы. Здесь все очевидно: выборы нужно проводить только после того, как появится понимание, кого и куда избирают. В конце концов, после любых революционных событий должно собираться конституционное собрание. То есть сначала Конституция, а выборы потом.
— На Западе видят все это?
— Конечно, видят. И пытаются использовать свои рычаги давления. Но Порошенко сегодня оказался между молотом и наковальней: он фактически не может преодолеть сопротивление, которое оказывает ему Верховная рада. Он не в состоянии принимать конституционные решения.
— Но, вообще-то, эту Раду он сам и назначил.
— Там есть свои особенности. Но есть еще и западные страны со своими интересами, причем у американцев они одни, а у Меркель, например, другие. Американцы далеко, а Меркель близко. И ее интерес вполне может заключаться в том, чтобы в целом контролируя сложившуюся ситуацию на Украине, продлить ее, а перед своими выборами разрешить. Этим она могла бы показать, что она реально действующий политик, что благодаря ей Минские соглашения реализуются. Каждый политик борется за свою политическую карьеру.
— А как относиться к словам Порошенко, что "Нормандская четверка" согласилась с необходимостью ввести в Донбасс полицию ОБСЕ? До этого он активно призывал в Донбасс миротворцев ООН…
— Использование миротворцев — это особая, очень сложная история. Это другой уровень — решение Совета Безопасности ООН. Конфликт на востоке Украины и без того имеет перспективу разрешения в связи с договоренностями, которые достигнуты между четырьмя государствами. Поэтому не зря разумные политики настаивают именно на исполнении этих договоренностей.
Если же поднимать вопрос о каких-то новых международных миссиях в регионе, то там уже действует миссия ОБСЕ. Другое дело, как она относится к исполнению своих обязанностей. У нее есть мандат, но, как вы сами понимаете, все зависит от людей, которые в ней работают, от их порядочности и ответственности.
Интервью к публикации подготовил Сергей Валентинов
Беседовала