Кризис в Евросоюзе, связанный с притоком мигрантов из стран Ближнего Востока, а также с экономическим упадком в ряде стран самого ЕС, может привести к судьбоносным событиям. Секретарь Объединенной коммунистической партии Денис Зоммер в интервью нашему изданию рассмотрел текущие проблемы Европейского союза с точки зрения марксистского подхода.
— Знаменитая статья Владимира Ленина "О лозунге Соединенные Штаты Европы" актуальна сейчас, когда мы видим, что Евросоюз уже на грани распада?
— Актуальна, несмотря на то, что в прошлом году этой работе исполнилось 100 лет. Государства, которые имели свои колонии тогда, фактически сейчас эти колонии все равно имеют в форме зон своего влияния во всем мире. Европа как кормилась тогда за счет угнетаемой части человечества, так и продолжает кормиться.
— Критика Ленина во многом строилась на том, что экономическое и политическое развитие стран в условиях империализма крайне неравномерно. Ленин пишет, что Германия развивается быстрее, чем Англия и Франция, а Япония быстрее, чем Россия. При этом лозунг Соединенных Штатов Европы был пацифистским — "давайте прекратим бойню и создадим Соединенные Штаты Европы". Но сейчас-то мы видим, что эта неравномерность в условиях Евросоюза кардинально ускорилась. Промышленно развитые прибалтийские республики — Латвия, Литва и Эстония — просто потеряли свою индустрию; Германия, наоборот, растет явно за счет уничтожения экономики Греции, уничтожения промышленности в Испании, в Италии и так далее. Этот момент обсуждается современными марксистами, коммунистами?
— Безусловно, как и те события, которые происходят в Европе, например, наплыв мигрантов из бывших европейских колоний в страны, которые в достаточной степени успешны. Именно туда стремятся попасть беженцы из тех мест, где европейские политики пытались насадить европейские ценности при помощи оружия, причем не всегда своего.
Мы знаем, что главным поставщиком всегда в этой ситуации являются другие Соединенные Штаты - те, которые находятся за океаном. И в этом смысле даже то, о чем говорил Ленин в своей работе 1915 года — не совсем то. То есть Европа сама влачит полуколониальное империалистическое существование под влиянием своего более сильного зарубежного партнера. И все высказывания, все значимые моменты европейской политики, будь то политика в Германии, Франции, Великобритании, всегда в основном идут с оглядкой на Белый дом.
По этой причине называть политику Европы самостоятельной, даже если рассматривать ее в рамках предлагаемого в 1915 году пацифистского лозунга Соединенных Штатов Европы, невозможно. Фактически Европа на сегодняшний момент является если не организатором войн, то, по крайней мере, тем организмом, который эти войны поддерживает в виду экономических причин.
Чтобы экономике капитализма был какой-то определенный выход, выхлоп, делаются своеобразные гетто, в том числе и на европейском теле, не всегда придавая этим государствам статус европейской страны или споря о том, что это будет. Например, будет ли это ассоциация с Украиной, или Украина войдет в состав Европейского союза?
Но всем становится понятно, что речь идет совершенно о другом — о четких интересах стран по разделу политического тела и по разделу сырья. Казалось бы, на сегодняшний момент мир полон сырья: нефть дешевеет, создается ощущение, что еще чуть-чуть, и она будет уже стоить, как вода.
И по этой причине, скорее всего, как и пишет Ленин в своей работе, будут возникать все новые войны. На сегодняшний момент мы сталкиваемся с ситуацией, когда весь мир уже фактически поделен. Для того, чтобы обретать все новые рынки для своего обогащения, капиталисты из Европы, из Соединенных Штатов, будут постоянно создавать точки напряжения, какие мы сейчас наблюдаем в Сирии, на Украине и в других странах, где вот-вот может произойти подобная ситуация, например, в Молдове.
— Можем ли мы надеяться на то, что в современной Европе произойдет мощный левый всплеск, который сметет не только консерваторов и либералов, но и либерал-демократов, и будет очередное возобновление социализма? Ведь неслучайно в свой работе Ленин говорит о том, что социализм в отдельной стране невозможен, что рабочий класс в условиях обостряющихся противоречий в одной стране может взять власть, и тогда угнетенные со всех стран ее подхватят.
— Ленин пишет, что социализм может победить в одной стране, но только если она не будет замыкаться. Необходима победа социализма во всем мире, потому что страна может оставаться социалистической только в том случае, если другие страны будут впоследствии тоже вставать на путь социализма, окончательно создавая мировой социализм. И в этой же работе говорится о выдвижении лозунга "Соединенные Штаты мира", но одновременно этот лозунг противоречит самому понятию социализма, при котором государственные образования должны в принципе исчезнуть, и впоследствии должно наступить более справедливое общество.
— У нас на глазах происходит вещь, на которую, почему-то, мало кто обращает внимание — евросоциализм уничтожается. В обществе уже произошел даже формальный отказ от политики всеобщего благосостояния. Отказались даже от базовых принципов, которые в него входят, например, от равной оплаты за равный труд. Этого уже просто нет, идет колоссальное обнищание.
— И все это происходит на фоне колоссального патернализма отдельных стран Европы. Получается, что тело Европы служит неким донором для нескольких стран Европейского союза, которые качают ресурс, привлекают более дешевый людской ресурс, перемещают свое производство, например, из Германии — в Румынию, в Чехословакию, где выпускаются автомобили "Фольксваген", "Шкода" и прочее. То есть речь идет о том, что политика неоколониализма даже внутри самой Европы присутствует, но при этом она получает удар от тех, кто был настоящими колониями. Потому что люди не хотят, чтобы их убивали. Они начинают двигаться туда, где нет войны, — в Европу, у которой этот патернализм ограничен отсутствием достаточного количества природных ресурсов, и взять их можно только в том случае, если устроить еще одну войну или захватить еще один режим. Словом, захватить любую другую страну, где есть эти ресурсы.
— Может быть, таким странам, как Германия, выгодно принимать к себе беженцев, если они собьют цены на рынке труда. Причем мы все время забываем, что переселяются в Европу достаточно образованные люди, с европейским образованием.
— Да, совершенно верно. По большому счету, именно это там сейчас и происходит. Но мы не должны забывать, что наряду с притоком новой дешевой рабочей силы, идет и другой процесс — люди теряют свою работу. Это те самые граждане, которые привыкли жить в Европе и у которых есть те самые патерналистские гарантии, которые предоставляет большинство европейских государств.
— И все же, как вы считаете, у марксизма есть будущее?
— Есть.
— И в чем оно?
— В том, что марксизм верен. Он победит, он просто обречен на победу, потому что те противоречия, которые возникают сейчас в мире, лишь подтверждают теорию Маркса. Капитализм конечен, он не может существовать, постоянно находя для себя новые рынки. Они заканчиваются. И поэтому общество будет пересматривать свой подход. Угнетенные люди — пролетариат — обязательно окажутся тем классом, который осуществит новую революцию, возможно, в ближайшее время.
Интервью к публикации подготовила Мария Сныткова
Беседовал