Что происходит в Казахстане? Почему лихорадит ближайшего соседа России? Это внутренние проблемы или антигосударственные события подготовлены извне? Представляют ли казахстанские события угрозу нашей стране? Своей точкой зрения на ситуацию с Pravda. Ru поделился член президиума общероссийской общественной организации "Офицеры России", ветеран Группы "Альфа" Игорь Шевчук.
— Одна из главных последних тем — события в Казахстане. Недавно там были волнения. В Актобе, недалеко от российской границы, некая группа захватила оружейный магазин и совершила нападение на воинскую часть. Были перестрелки — есть убитые и раненые с двух сторон. Ответственность за это нападение взяла на себя ранее никогда никому не известная группировка под названием "Армия освобождения Казахстана". Одновременно власти Казахстана задержали по обвинению в подготовке государственного переворота бизнесмена из Шымкента (Чимкента до 1992 года. — Ред.), и были выдвинуты такие же обвинения в адрес ряда государственных служащих. Что вы об этом думаете?
— В случае возникновения каких-то подобных нестандартных, около экстремальных ситуаций, всегда на поверхности в СМИ выплывает большое количество информации, которую поначалу достаточно трудно систематизировать. Получается, информация приобретает свойства мутной воды, надо дать время отстояться.
Тем более, мы понимаем, что в оперативных интересах ведущихся правоохранительными органами работ не вся информация будет выноситься на всеобщее обозрение. К тому же, это рабочая информация, часть ее будет соответствовать действительности, а что-то нет. Разделить сразу ее невозможно. Поэтому большая часть информации сейчас, в принципе, — это такие рабочие потуги журналистов.
— Нападения в Актобе на теракт не тянут, во всяком случае. Нападения на магазин и воинскую часть — это что-то новое. Как это можно назвать?
— Я думаю, что следственные органы Казахстана классифицируют и дадут точное определение данным действиям. По почерку, мотивации, по простой логике, которая выстраивается из действий преступников, есть ощущение, что здесь была двоякая цель. Во-первых, завладеть оружием, потому что понятно, на какие объекты они нападали. Ну и второй опосредованной целью можно назвать пробный заход, показ собственной силы. К чему и зачем — сказать очень сложно, пока никто никаких выводов и полной аналитики не даст, ситуация достаточно мутная.
— Это не было внезапным и не прошло незамеченным, потому что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предупреждал о возможности подобного рода действий, попыток дестабилизации еще в мае.
— Да, это случилось после определенных событий. Нурсултан Назарбаев говорил, что готовится украинский сценарий для Казахстана и т. д. То есть это не было неожиданностью для властей Казахстана. Тем не менее, это произошло.
— Говорит ли это о том, что нападавшие были весьма неплохо подготовлены и скоординированы?
— Если нападавшие сумели реализовать какую-то часть плана и не были превентивно задержаны или уничтожены, то есть данный процесс не был купирован, то да. Мы такой вывод сделать можем. Но, к счастью, мы видим, что спецслужбы и власти Казахстана реагируют достаточно своевременно, по принципу необходимости и достаточности, жестко в той мере, насколько это необходимо в данной ситуации.
— Правомерно ли говорить, что эти акции были организованы из-за рубежа?
— Конечно, сто процентов. Все постсоветское пространство вызывает очень бурный интерес, как можно дипломатично выразиться, наших западных партнеров. Естественно, этот интерес мы можем воспринимать только лишь со знаком минус. Потому что главная задача — дестабилизировать общую социально-экономическую и политическую ситуацию на постсоветском пространстве.
Мы понимаем, что Казахстан является нашим стратегическим партнером, добрым другом и вообще государством-побратимом. Тем более, что давно уже были предупреждены спецслужбы и до простых людей доводили информацию, что азиатское подбрюшье российской границы находится под пристальным вниманием террористических группировок, которые, в свою очередь, опекаются некоторыми западными спецслужбами.
— Эти события могут быть связаны с предшествовавшими беспорядками и волнениями в Казахстане в связи с изменениями в Земельном кодексе? То есть это больше экономика или все-таки геополитика?
— Все же помнят фразу: "Из искры разгорится пламя". Поэтому наши западные оппоненты ищут любую возможность, любой повод для того, чтобы попытаться дестабилизировать ситуацию внутри неугодных стран. Я вас уверяю, если бы не было эффективных, хороших результатов благодаря эффективной работе спецслужб России, Казахстана и некоторых других республик, то вряд ли мы жили бы так спокойно, как живем сейчас. Это нужно понимать.
Также нужно понимать, что далеко не все аспекты работы специальных служб выносятся не всеобщее обозрение. Этого делать нельзя, совершенно понятно по каким причинам. Есть внутренняя кухня, и каждый должен заниматься своим делом.
— Другой аспект этой ситуации. Актобе — это практически российская граница. На севере Казахстана исторически проживает огромное количество русских, есть казачьи формирования. Нет ли опасности, что эта дестабилизация примет националистический антирусский характер?
— Я уверен, что данный сценарий, как возможный запасной, прорабатывался и прорабатывается, обязательно держится на заметке у западных спецслужб. Потому что оперативная игра никогда не ведется плоско, всегда ведется многоходовка с возможностью замещения и расширения вариантов. Поэтому я нисколько не удивлюсь, если будут пытаться расшатывать ситуацию на национальной и религиозной почве, это вполне возможно.
И ведь не только для нас опасна дестабилизация в Казахстане, но и для Китая тоже. Я считаю, что наши китайские коллеги так же выкладываются более чем на 100 процентов в своей работе. Тем более, недавно господин Керри упомянул, что Америке становится интересна Монголия, это тоже немаловажный фактор. То есть, если вдруг эти разносчики демократии сейчас протянут свои цепкие лапки туда, будет еще одна большая проблема.
Естественно, на невидимом фронте там тоже идет своя определенная работа. Геополитическое расположение Монголии таково, что оно влияет на нас и Китай. Поэтому надо постоянно смотреть за динамикой, развитием ситуации. Все понимают, что ухо востро теперь здесь придется держать 25 часов в сутки. Такие проблемы существуют не только у Казахстана, а практически у всех. И в России подобная проблема существует.
Некоторыми нашими политиками в открытую говорится, что во власти имеются люди, которые являются западными агентами влияния. То же самое в Казахстане, то же самое и в других бывших советских республиках. Потому что для того, чтобы управлять ситуацией извне в какой-либо стране, необходимо создавать свою внутреннюю оперативно-агентурную структуру.
Все это, естественно, подпитывается большими финансовыми вливаниями. Схема-то, на самом деле, достаточно стандартная, и ничего нового здесь нет. Я хочу ко всем обратиться и сказать: товарищи, не допускайте, чтобы вас посещало чувство беспокойства и паники. Потому что те, кому необходимо беспокоиться о данном вопросе, это делают.
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовал