Кто выиграл от визита Нетаньяху в Москву

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху

Визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву и его уже четвертые за год переговоры с Путиным при первом рассмотрении создают впечатление, что закончились провалом. Безусловно, это кажется странным в связи с обсуждениями и мероприятиями в культурной сфере, в сфере торгово-экономического сотрудничества, таможенных отношений, в сфере образования, в сфере взаимных комплиментов в области русского языка и иврита.

Все это, безусловно, поможет Нетаньяху решить внутриполитические проблемы в его собственной стране. И, наверное, с внутриполитической точки зрения, которая, несомненно, для Нетаньяху сейчас, когда он стал мишенью для очень острых нападок со стороны оппозиции, в том числе и связанной с американским истеблишментом (у Нетаньяху очень сложные отношения с ним), результаты поездки в Москву могут считаться успехом. И это, наверное, для него важнее, чем внешнеполитический фактор.

Тем не менее, в чисто внешнеполитическом смысле этот визит можно считать провальным. Даже в официальном заявлении для прессы Путин использовал выражения об "открытом" и "конструктивном" ключе переговоров. Но в дипломатическом мире обычно, когда переговоры идут достаточно дружественно и даже нейтрально, говорят о том, что переговоры прошли "в дружественной атмосфере", в "атмосфере взаимопонимания". Здесь ничего этого нет. То есть, нет взаимопонимания с Нетаньяху, которого сопровождали руководители вооруженных сил, не забывшие той оплеухи, которую они получили от "Хезболлы" и ее союзников во время их последнего вторжения в Ливан, и израильских спецслужб.

Основные цели визита Нетаньяху явно были ориентированы на внешнеполитические события. Прежде всего, урегулирование в Сирии и возможное решение палестинского вопроса. Израиль явно видит, что гражданская война в Сирии заканчивается. Мятежники, которые в течение пяти лет многократно говорили, что вот еще неделю, еще пару дней, и разгневанный сирийский народ сметет режим Башара Асада, окончательно провалились. И визит Нетаньяху совпал с замечательной речью Башара аль Асада на открытии сессии вновь избранного парламента. И всем уже очевидно, что вопрос окончания войны и национального примирения в Сирии — это вопрос времени. И что будет тогда?

В ходе боевых действий сложился своего рода альянс между Россией, Ираном, Сирией и отрядами ливанского сопротивления, которые, кстати, включают не только одну "Хезболлу". В Сирии сражаются не только бойцы подразделений "Хезболлы", но и добровольцы большого количества ливанских светских партий, от коммунистов до националистов, в силу традиционно близких связей между ливанскими и сирийскими партиями.

И ситуация, когда на границах Израиля вновь появится объединенная Сирия, в которой будет сильное иранское влияние, не может не беспокоить Нетаньяху. И что Путин? Обратите внимание, он произносит довольно длинную речь, в которой речь идет о культуре, об экономике, о торгово-экономических связях, о туризме, обо всем. Но сирийская проблема там звучит только один раз: "Мы уделили большое внимание и международной проблематике. Естественно, речь шла о непростой ситуации в ближневосточном регионе, в том числе и в Сирии". И все.

Это означает, что нет никакого взаимопонимания, никакого позитивного резюме, которое можно было показать публике, ни к чему не смогли совместно прийти Нетаньяху и Путин. Требования Нетаньяху, например, связанные с ограничением поставок оружия, которое может попасть "Хезболле", проигнорированы. В России "Хезболла" считается одной из важнейших политических партией в Ливане. Она является членом правящей коалиции. И Россия следует своему принципу: поставлять оружие только законным правительствам. "Хезболла" — важный элемент законного правительства Ливана. Москва рассматривает "Хезболлу" как важнейший элемент ближневосточной конструкции.

Кроме того, Путин подтвердил принципиальную позицию России за всеобъемлющее и справедливое урегулирование палестино-израильского конфликта и подчекнул, что Россия готова выступить посредником. Это очередная оплеуха израильтянам, потому что именно палестинцы требуют решения палестинского вопроса международным сообществом, чтобы показать, кто именно торпедирует усилия к миру, в то время как Израиль настаивает на двухсторонних переговорах между палестинцами и израильтянами. В любом случае, той концепции, которая доминировала в Тель-Авиве в течение длительного времени, что нет такого народа — палестинцы, больше нет. Палестинский народ признан, а прежние псевдотеории сионистов отвергнуты и в Тель-Авиве.

Итак, представляется, что с внешнеполитической точки зрения визит Нетаньяху провалился, но, видимо, он смог укрепить этим визитом свои внутриполитические позиции. А это для него, видимо, гораздо важнее, чем вопрос о том, как будет обеспечиваться безопасность Израиля после завершения сирийского конфликта.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru