Pravda.Ru продолжает опрашивать экспертов по Ближнему Востоку о ситуации в Сирии. Сегодня на наши вопросы о текущей фазе конфликта, соотношении сил боевиков и правительственной армии, факторах усиления войны и шагах, необходимых для ее прекращения, отвечает политолог из Тбилиси, иранист, журналист-международник Василий Папава.
— Василий, вы досконально отслеживаете ситуацию в Сирии. Сколько территории контролируют боевики-исламисты? И кто сейчас противостоит ИГ* помимо правительственной армии?
— По сравнению с прошлым годом территория так называемого "Исламского государства"* уменьшилась. И все это благодаря массивной военной помощи правительству Сирии со стороны России и Ирана, при поддержке которых правительственная армия освободила от боевиков сотни селений.
Как известно, в сирийском кризисе участвуют десятки крупных террористических организаций, которые, в свою очередь, делятся на мелкие группы, довольно часто враждующие между собой, что неудивительно, если учесть каналы их внешнеполитического финансирования и преследующие в Сирии свои, отличные друг от друга, цели.
В районе Алеппо ИГИЛ* воюет как с правительственной армией, так и с боевиками из "Джебхат аль-Нусра"* и так называемой "Свободной Сирийской армией". В других регионах страны также имеются факты ожесточенного противоборства ИГ и других террористических организаций.
На данном этапе стратегической целью военного командования Сирии является освобождение Алеппо. Интенсивность и жестокость боевых действий на этом участке фронта свидетельствует об особой важности контроля над Алеппо. Если правительственной армии удастся освободить Алеппо, то фактически фронт боевиков в Западной Сирии будет сокрушен. От такого военного и психологического поражения им уже вряд ли удастся оправиться.
— В каком состоянии находится правительственная армия? И что им нужно сделать для сохранения достигнутых преимуществ, на ваш взгляд?
— Армия Сирии за пять лет войны потеряла десятки тысяч солдат, и это безвозвратные потери. Восполнить их крайне трудно, на помощь пришли шиитские добровольцы из Афганистана, Йемена, Ирака, Пакистана.
А про деятельность "Хезболлы" и говорить не приходится. Для сохранения преимущества, на мой взгляд, нужно перекрыть каналы поставки живой силы и вооружения боевикам — это участок на границе с Турцией и Иорданией. Без внешней поддержки боевики просто обречены на планомерное уничтожение сирийской военной машиной.
— Как на это может отреагировать Анкара?
— С самого начала сирийского кризиса Турция заняла антиасадовскую позицию и начала оказывать поддержку вооруженной оппозиции. На данный момент такая помощь оказывается боевикам на севере сирийской провинции Латакия. Скорее всего, Анкара продолжит эту политику и в будущем. Если, конечно, у нее самой "дома" не возникнут проблемы в виде активизации "Рабочей Партии Курдистана".
— Чем это все может закончиться?
— Ситуация в Сирии развивается с переменным успехом. Ни одна из сторон конфликта не собирается уступать. Зарубежные спонсоры боевиков также хотят достичь желаемого — устранить Асада и привести к власти послушное правительство. Такому развитию событий противятся Россия и Иран, без поддержки которых скорее всего Дамаск уже не смог бы оказывать реальное сопротивление боевикам.
Если проследить масштабы противоборства за последние месяцы, то можно утверждать, что помощь боевикам увеличилась. В их распоряжении современные противотанковые средства и стингеры.
Запад уже не так критично настроен в отношении Асада, но, как видно, изменить первоначальной позиции занятой в отношений Сирии они уже не могут и временами все же критикуют официальный Дамаск. Чего не видно с их стороны — так это критика в адрес тех, кто финансирует и поддерживает боевиков — Саудовскую Аравию и некоторые государства Залива.
На данном этапе никакого мирного решения сирийского кризиса не существует, так как это фактически невозможно в условиях, когда в стране воюют тысячи иностранных наемников. Война продолжится многие годы, до истощения одной из сторон. Или победит Асад, или победит "Халифат" ИГ.
* Экстремистская организация, запрещённая на территории России.