Россия выступает за наращивание связей с арабскими государствами Персидского залива. На этой неделе в Москве состоятся переговоры между главой МИД РФ Сергеем Лавровым и главами МИД стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Эта организация играет все большую роль на Аравийском полуострове.
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) был создан в начале 80-х годов прошлого века. В нее входят шесть государств Аравийского полуострова: Королевство Саудовская Аравия (КСА), Объединенные арабские эмираты (ОАЭ), Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман. Следует отметить, что традиционно Персидский залив арабы называют Арабским, поэтому свою организацию они предпочитают сокращенно именовать Совет сотрудничества Залива (Gulf Cooperation Council — GCC), обходя вопрос о том, какой именно залив имеется в виду.
Шесть государств Залива объединяют общее географическое положение, один язык, система государственного устройства (все они — монархии), одна религия, почти идентичные экономические системы (основывающиеся на добыче и экспорте нефтегазового сырья), схожие структуры местных обществ и традиционно близкие, если не родственные, связи между элитами.
Однако в течение довольно продолжительного времени Совет сотрудничества не демонстрировал большой активности и всерьез его в мире не воспринимали. Но с началом XXI века в недрах организации начали один за другим появляться амбициозные интеграционные проекты. Речь шла, в частности, о введении единой валюты — халиджей ("халидж" по-арабски значит "залив") — по примеру евро, о единых вооруженных силах, таможенном союзе и т. п.
С халиджами дело не пошло. А вот на других направлениях Совет постепенно сумел наладить целенаправленную работу, и сейчас можно констатировать, что ССАГПЗ превратился в достаточно серьезную интеграционную группировку, имеющую немалый потенциал для развития и претендующую на существенное влияние в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА).
Бесспорным лидером в Совете является Саудовская Аравия, самая крупная и богатая страна региона. Правда, до последнего времени лидеру нехватало динамизма, но сегодня, после восшествия на престол короля Салмана, его былой дефицит сполна компенсируется бурной активностью молодого преемника наследного принца Мухаммеда бен Салмана. С его именем связан только что принятый стратегический план "Видение-2030", нацеленный на реализацию самых радикальных перемен в королевстве за всю его историю — и в экономике, и в обществе.
Следует отметить, что новая политика инноваций (в самом широком смысле слова) служит основой для формирования внутри ССАГПЗ своего рода "ядра" между КСА и Объединенными арабскими эмиратами — признанными чемпионами в этой сфере на региональном и даже мировом уровнях. Только что две страны создали новый Совет по кооперации, который, судя по всему, будет играть примерно ту же роль, что и франко-германский союз внутри ЕС.
КСА и ОАЭ уже отработали методы своего взаимодействия и на военно-политической арене, а именно в Йемене, где ССАГПЗ проводит военную операцию против мятежников-хуситов, поддерживаемых Ираном. Именно саудовские и эмиратские военные составляют основу контингента стран Залива, воюющего здесь.
Операция в Йемене стала первым реальным боевым применением объединенных вооруженных сил Залива "Щит полуострова". Насколько эффективны их действия — вопрос для специалистов. Но важен сам факт, что военно-политическая интеграция стран-членов организации изначально ориентирована не на парады и маневры, но на достижение определенных внешнеполитических целей с помощью военной силы.
Следует отметить, что ССАГПЗ установил тесные отношения с НАТО — в 2014 году между двумя организациями было заключено соглашение о сотрудничестве. Существуют прочные связи Альянса и с отдельными странами Совета на индивидуальном уровне.
При этом арабские страны Персидского залива совершенно однозначно обозначают своего основного противника — Иран. Они настаивают на том, что их действия в Йемене направлены на противодействие иранской агрессивной экспансии, жертвами которой, по их убеждению, являются также Сирия, Ливан, Ирак.
В этих странах Тегеран якобы использует в качестве дестабилизирующего фактора шиитские элементы. На них же он опирается и в своих попытках расколоть общества в КСА и Бахрейне, где велики шиитские общины.
В экономической сфере интеграция стран ССАГПЗ охватывает, прежде всего, инфраструктуру. Уже создана объединенная энергосистема. На очереди — железнодорожная сеть. Кроме того, идет работа по созданию единого рынка: сформирован таможенный союз, идет унификация норм и систем допуска иностранных товаров. Предпринимаются усилия по координации промышленной политики на уровне отдельных отраслей, в частности, в нефте- и газохимии.
На этом фоне заметно отсутствие единых для всего Совета стратегических планов развития: в каждой из них реализуются собственные концепции. Но в целом они однотипны: везде целями ставятся снижение зависимости от нефти и газа, диверсификация экономики, развитие собственной промышленности. Большие надежды связываются с инновациями, особенно в области возобновляемой энергетики, использование энергии солнца и ветра, которыми столь богаты аравийские страны.
Также общими задачами для всех стран организации являются достижение продовольственной безопасности, решение проблем рационального водопользования и эффективного использования энергии. Огромное значение придается и политике управления рынком труда и подготовки национальных кадров, учитывая, что почти вся рабочая сила в странах региона — это иностранцы.
В целом можно утверждать, что ССАГПЗ представляет собой один из самых интересных и перспективных рынков, где начата реализация масштабных и долгосрочных проектов развития. Не говоря уж о том, что страны Совета являются глобальными инвесторами. Поэтому выход на этот рынок — заветная целью любой компании, любого государства.
Естественно, на нем уже давно присутствуют США, европейские страны. За последние годы его очень агрессивно завоевывают Китай и Индия.
Россия, к сожалению, значительно отстает от конкурентов, и ее активность здесь на слишком заметна. Мы пока ведем дела на уровне двусторонних отношений с отдельными странами Совета, сам же ССАГПЗ как интеграционная группировка экономическим партнером для России не является.
Как не является он для нас и полноценным политическим партнером: в частности, в РФ нет официального представительства ССАГПЗ, как нет такого представительства России при Совете. В отличие от нас, Китай, например, имеет своего постпреда при этой организации.
С ССАГПЗ Москва ведет "стратегический диалог", и предстоящие переговоры станут очередной, четвертой по счету встречей участников этого диалога. Конечно, отношения с между сторонами развиваются непросто. По Сирии, например, существуют весьма глубокие разногласия, если не противоречия. По-разному мы оцениваем роль Ирана.
Но очень важно, что при этом арабы демонстрируют стремление разделять политику и экономику. Не в пример европейцам и американцам, они не идут по пути политизации экономического и инвестиционного сотрудничества, охотно откладывая политические разногласия в одну корзину — для рассмотрения специалистами, а общие экономические интересы отдавая на рассмотрение бизнесменам.
Арабам близка логика, в соответствии с которой деловое взаимодействие создает прочную базу для сотрудничества, не подверженного конъюнктурным колебаниям.
России следует понять это, максимально серьезно и вдумчиво подойти к строительству отношений с набирающей обороты и влияние интеграционной организацией, изучить опыт конкурентов и выработать широкий комплекс предложений. Тогда в выигрыше будут все.