В этом мае в Румынии был торжественно открыт наземный стационарный комплекс Aegis Ashore, который входит в систему ПРО США. В этом же месяце в Польше состоялась церемония закладки строительства аналогичного комплекса ПРО в населенном пункте Редзиково. НАТО приступает и к развертыванию сил быстрого реагирования в Восточной Европе. Угрожают ли эти меры обороноспособности России? Об этом в эфире Pravda.Ru рассказывает Владимир Козин, эксперт по вопросам ядерного разоружения, главный советник РИСИ.
- Новостная повестка полна сообщений об активизации деятельности НАТО вблизи наших границ. В частности — в Прибалтике, Старт-ПРО в Румынии и так далее?
- И не только. Радар — это мелочи. Там ударно-боевые комплексы, вот что опасно.
- В Румынии открыт новый комплекс противоракетной обороны, в Польше начато строительство аналогичного комплекса. Есть другие новостные поводы. В частности — развертывание сил быстрого реагирования, смена командующего войск НАТО в Европе. Это уже очень опасно?
- О противоракетной обороне: действительно, двенадцатого мая этого года американцы поставили на боевое дежурство оперативный комплекс противоракетной обороны в местечке Девисилу — это военно-воздушная база румынских вооруженных сил на юге страны.
Тринадцатого мая группа НАТОвских руководителей, военных, а также гражданских лиц из госдепартамента открыли церемонию закладки котлована.
Какую угрозу этот комплекс представляет Российской Федерации, Румынии и всему остальному земному шару? — России угрозу представляет по той причине, что это не только оборонительные системы. То есть ракеты-перехватчики, которые могут перехватывать баллистические крылатые ракеты во время полета.
Это комплекс, который имеет универсальные пусковые шахты. По 24 таких ячеек на каждом из таких комплексов — румынском и будущем польском. В эти шахты можно загружать не только ударно-боевые системы перехвата ракет, которые я назвал, то есть оборонительные системы, но и наступательные виды вооружений.
В частности, крылатые ракеты наземного базирования, ракеты, которые будут создаваться американцами в рамках молниеносного глобального удара. Это гиперзвуковые, высокоточные, высокоскоростные ракеты. И в ядерном и не в ядерном снаряжении.
Ну и наконец последний вариант — это какие-то еще более экзотические ракеты, которые могут, скажем, уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты Российской федерации не только во время их взлета и начала движения, набора скорости, но и непосредственно на земле.
Беда вся в том, что эти два комплекса — нынешний и будущий, который в Польше будет построен в декабре 2018 года, тоже будет введен в действие, если не принять соответствующих мер противодействия. Эти комплексы сопряжены еще с двумя видами вооружения — с ракетно-ядерными и с обычным видом вооружения.
То есть на саммите НАТО в Чикаго в 2012 году была создана новая, так называемая "чикагская триада", "чикагский треугольник", куда вошли и система ПРО, противоракетной обороны и ядерные вооружения и обычные вооружения. Это вот такая опасность.
Кроме того, установка этих ракет-перехватчиков и наступательных видов вооружения дважды нарушает договор о ликвидации ракет средней, меньшей дальности, которые в 1987-м году подписал Советский Союз и Соединенные Штаты Америки.
Но Россия как правопреемница таких разоруженческих соглашений и договорных актов, конечно, его тоже выполняла в полном объеме, когда это перешло на российский период.
Нарушение этого договора проявляется в том, что американцы могут загружать, как мы выяснили, например, крылатые ракеты "Томагавк" — наземного базирования, а они запрещены этим договором. Морского базирования, пожалуйста, можно использовать, они не запрещены.
А наземного — да, запрещены. И второе — американцы нарушают этот очень важный договор, когда тестируют, проверяют эффективность своей противоракетной системы. Они используют эти ракеты, запрещенные договором, и крылатые и баллистические определенной дальности от 500 км до 5,5 тысяч километров, когда тестируют, то есть проверяют эффективность системы перехвата, системы противоракетной обороны. Поэтому это представляет огромную опасность для стабильности, для национальных оборонных интересов Российской Федерации.
Кроме того, надо сказать, что это не большой, в общем-то, такой довесок 24+24 =48. Но американцы с 2011 года стали направлять в моря, которые омывают Европу и европейскую часть Российской Федерации, эсминцы и крейсеры. Это — Балтика, Черное море и Баренцево море.
И американцы назвали эту систему "Иджис". Это боевая информационно-управляющая система. То есть она имеет ракеты-перехватчики и соответствующие радиолокационные станции наведения, которые используются вместе с ней.
К настоящему времени американцы оснастили такой системой 33 боевых корабля, которые примерно располагаются между Атлантическим и Тихим океанами.
Но к 2041 году, когда они завершат свою нынешнюю кораблестроительную программу, создание боевых ударных кораблей, у них будет от 84 до 96 таких кораблей. Это примерно треть боевого состава американского флота, не вспомогательные суда, которые будут к тому времени существовать у американцев, а примерно треть. Двадцать семь процентов. Таким образом, вокруг нас создана очень мощная противоракетная система.
- Что нам надо сделать первостепенно?
- Чтобы ядерная война не началась. Россия и Штаты с новым американским президентом должны обсудить вопрос о неприменении ядерного оружия в первом ударе или его неприменении вообще.
Второе — договориться о регламентации противоракетных систем и о географии их размещения. Третье: американцы должны полностью вывезти все свое тактическое ядерное оружие с территории Европы и Турции. Это анахронизм холодной войны.
Ну и такая еще есть деталь, связанная с ядерным оружием. Надо ликвидировать операцию ВВС НАТО "Балтийское воздушное патрулирование". Там четыре типа самолетов — носителей ядерного и обычного оружия. Три ведущие ядерные державы — США, Великобритания, Франция — принимают участие в этой операции. Она уже ведется с 2004 года.
- И в случае чего они могут ударить? Почему мы молчим?
- Они используют базы "Зокняй" в Литве для этих целей, "Эмери" в Эстонии, в Латвии… Там до Питера лететь совсем ничего, и до Москвы — близко. Почему у нашего порога создается такой ядерный блиц-плацдарм? Зачем, почему? Надо обращаться к мировой общественности. Никакой ядерной, никакой термоядерной войны Россия не допустит.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Беседовала