Кто сильнее на данный момент - Россия или США? И что подразумевать под понятием "сильное государство"? И в чем, так сказать, сила России? И каково в настоящее время соотношение сил на Ближнем Востоке? И почему мировые лидеры сегодняшнего дня предпочитают советоваться с Путиным, а не с Обамой?
Деннис Росс в своей статье дает ответ на эти вопросы. "Отношения гораздо важнее силы: россияне показали свою готовность использовать силу, чтобы повлиять на баланс сил в регионе, а мы — нет", — делает вывод автор. Обама, пишет Росс, применяет силу только в том случае, "если под непосредственной угрозой оказывается безопасность США". А Путин идет "на применение силы ради достижения политических целей". То есть, по мнению автора, "государственник" Обама противостоит "политикану" Путину.
Автор здесь лукавит, так как для Вашингтона безопасность страны заключается не в заботе о безопасности простого американца. На этот счет ясно выразился еще Франклин Делано Рузвельт во время Великой депрессии: "Моя главная задача — спасти банкиров и промышленников от самоубийства".
После Второй мировой войны этим "банкирам и промышленникам" была обеспечена политическая и финансовая гегемония Америки. Что же касается политических целей Путина, то это всегда политические цели России. Сегодня президент во многом вынужден поступать, выполняя пожелания россиян, например, по поддержке восставшего Донбасса. Квинтэссенция этих чаяний была написана на стартовом комплексе космодрома "Восточный" при первом пуске: "Поднимаем голову".
Вернемся к Деннису Россу. Он сокрушается, что после "военного вмешательства России в Сирии" сам Обама "звонит Владимиру Путину" и просит его о помощи в оказании давления на Асада — признавая тем самым, что Путин пользуется значительным влиянием в регионе.
"Это вовсе не значит, что мы слабые, а Россия сильная, — пишет автор. — В настоящее время экономика России слабеет, а низкие цены на нефть еще больше усугубляют ее финансовые проблемы". Стандартный рефрен того же Обамы, что скоро "порванная в клочья" российская экономика развалит Россию политически. Но разве сила государства определяется только военной мощью и сильной экономикой?
Формулу сильного государства вывел в 1977 году высокопоставленный чиновник ЦРУ Роберт Клайн. Сила государства = (население + территория + экономика + военная мощь) x (стратегия + воля). По этой формуле, согласно подсчетам Клайна, СССР оказался в два раза сильнее США (за счет стратегии и воли). Эти определяющие "множители" были утрачены страной при Горбачеве и Ельцине, но при Путине Россия их приобрела. Об этом свидетельствует вчерашнее шествие "Бессмертный полк", прошедшее с триумфом во многих странах мира. Это показала и российская операция в Сирии.
Да, у нас нет такого военного бюджета и такого количества военных баз по всему миру, но, как оказывается, в современных условиях они и не очень-то нужны. Военные задачи можно решать с помощью высокоточного оружия, расположенного на собственной территории.
И лидеры Ближнего Востока, что называется, уже почувствовали усиление России, как и потерю позиций Западом. Военный потенциал НАТО огромен, но даже Турцию — своего члена, альянс не смог поддержать в ее противостоянии с Россией. Возможно, не хватило желания умирать за свои идеалы (в чем россиянам не откажешь).
"Человеческий фактор" (воля) чрезвычайно важен. Путину не откажешь в умении побуждать западных политиков совершать нужные шаги, и не потому что он говорит, как надо делать, а потому, что они сами инстинктивно хотят это сделать для общего блага. Очень показательный пример — внедрение идеи, что только надблоковыми (совместными) усилиями можно победить терроризм. Путин формирует и новое понимание нравственности: только сами народы вправе решать свою судьбу (и только политическими методами).
Конечно, пока рано говорить о росте русофильских настроений в мире, но что точно происходит, так это рост антиамериканских настроений. Капиталисты не любят слабеющих вожаков, экономический упадок США (о чем и говорит Трамп) породил стремление к изоляционизму (об этом тоже говорит Трамп). Возникла необходимость реформирования Международного валютного фонда, Всемирного банка. Появились альтернативные финансовые и интеграционные структуры — БРИКС, ШОС, ЕАЭС.
Важно, что Россия не одинока в мире. Конечно, стране пока не хватает экономической мощи, но события на Украине пошли только на пользу. Импортозамещение развивается практически во всех отраслях, в том числе наукоемких. Как только новый российско-китайский проект станет более привлекательным, ситуация кардинально изменится.
В заключение Деннис Росс предлагает ряд мер по исправлению ситуации с потерей гегемонии США на Ближнем Востоке. Росс предлагает поставлять оружие суннитам в Ираке, создавать бесполетные зоны в Сирии (если не уйдет Асад), ужесточить требования к Ирану по его ядерной программе, разработать четкий план взаимодействия с союзниками на Ближнем Востоке по противодействию Ирану на земле.
Автор надеется, что новая администрация Белого дома, наконец, будет действовать в этом направлении. Но так ли это? При президенте Хиллари Клинтон, возможно, и будет война. Если же придет Дональд Трамп, то Америка изменится. Для этого есть внутренние предпосылки.
"Взрывоопасные тенденции зреют не только в социально-экономической сфере США, - сказала Правде.Ру Елена Пономарева, российский политолог, президент Международного института развития научного сотрудничества. - Есть проблемы и в расовой плоскости (надо признать, что плавильный котел у американцев не получился), и в религиозной, и в плоскости внутреннего терроризма".
"США — сложная система. И тем более она уязвима. Не от личности президента зависит будущее страны, а от совершенно непредсказуемых факторов, которые укладываются в понятия "экономические, социальные, информационные, политические риски", к которым Соединенные Штаты подошли во многом благодаря своей собственной деятельности.
То есть, они вырастили своих разрушителей, своих могильщиков. И мне представляется, что если бы Америка утратила свое могущество, прежде всего, военное, экономическое, то мир во многом стал бы, наверное, более мирным, процветающим и прозрачным", - сказала Елена Пономарева.