О проблемах азербайджанцев в России, Нагорном Карабахе, перспективах российско-азербайджанских отношений и национальной политике этой закавказской страны обозреватель Pravda.Ru Саид Гафуров беседует с Самиром Мамедовым, первым заместителем исполнительного директора Всероссийского азербайджанского конгресса.
— В начале нашей беседы: что представляет собой Всероссийский азербайджанский конгресс?
— Всероссийский азербайджанский конгресс — российская общественная организация. Мы, граждане России, являемся частью российского общества. Но при этом являемся этническими азербайджанцами, поэтому все, что происходит в Азербайджане, нас не может не волновать.
— Не так давно Дмитрий Медведев и Сергей Лавров встречались с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым…
— Позитивные отношения между нашими странами очень важны для азербайджанцев, проживающих в России. Чем ближе друг к другу Россия и Азербайджан, тем лучше для азербайджанцев России.
Нынешняя активизация контактов на высшем уровне, безусловно, связана с последними событиями в Нагорном Карабахе. Но одновременно ведутся и переговоры по поводу статуса Каспийского моря, экономические контакты. Но первостепенное значение, я уверен, сейчас имеет вопрос Нагорного Карабаха.
— О Нагорном Карабахе мы еще поговорим. А пока остановимся на другой теме: Сергей Лавров заявил, что Россия заинтересована в сотрудничестве с Азербайджаном в области борьбы с наркотрафиком и терроризмом. В Азербайджане этих проблем практически нет, в соседнем Иране тоже. Каким образом Азербайджану удалось их решить и стать настоящим островом стабильности в мусульманском мире?
— В борьбе с терроризмом у Азербайджана очень большой опыт. В начале 1990-х годов в стране были террористические акты, в том числе в Баку. С тех пор в стране значительно улучшилась работа правоохранительных органов, и Азербайджан сегодня стал своего рода южным поясом безопасности для России.
— Азербайджанцев в России много, и при этом они, в отличие от большинства российских мусульман-суннитов, шииты. Не возникает ли у вас в России конфликтов на религиозной почве?
- Подобных сигналов мы еще не получали. Ситуация стабильная, спокойная, азербайджанцы, как и другие мусульманские народы России, в полной мере могут реализовать свои религиозные права в России. Сам же Азербайджан является сегодня примером межконфессиональной стабильности, и угроза конфликтов между мусульманами полностью исключена.
— Конфликт в Нагорном Карабахе всех очень беспокоит. Он тянется уже долго. Нет ли у вас ощущения, что недавние события - это просто провокация?
- Такого ощущения у меня нет. Дело в том, что мы серьезно интересуемся этой темой и не можем не замечать, что в российских СМИ информация о том, что постоянно происходит на линии соприкосновения войск, не дает общественности объективной картины.
Россияне мало знают о том, что там на самом деле творится на оккупированных азербайджанских территориях. А стрельба там введется практически ежедневно, ежедневно погибают люди, с обеих сторон. Поэтому последняя эскалация событий — это скорее объективная закономерность, а не чья-то провокация.
— Азербайджан проводит очень взвешенную внешнюю политику. У него одинаково ровные отношения с Россией, Евросоюзом, США, Ираном, несмотря на то, что некоторые эксперты считают, что эта страна в нагорнокарабахском конфликте больше склоняется к поддержке Армении.
- Когда речь заходит о том, что та или иная сторона занимает проармянскую или проазербайджанскую позицию, мы должны исходить из ее официальной позиции. Все страны региона, включая Иран, признают территориальную целостность Азербайджана.
Этот факт является базовым для определения позиции той или иной страны. Если государство признает территориальную целостность Азербайджана, мы исходим из этой официальной позиции. Что же касается "проармянской позиции" Ирана, то Азербайджан понимает, что каждое государство заботится о собственных гражданах, мы спокойно это воспринимаем.
— Руководство Азербайджана постоянно заявляет о том, что высоко оценивает миротворческую роль России. А каким вам видится разрешение карабахского кризиса, учитывая то, что Ильхам Алиев против кровопролития.
— Россия является ключевым игроком в регионе, ее мнение очень важно для всех государств. Без посреднических возможностей России данный конфликт, я думаю, практически невозможно решить. То, что лишь Россия сегодня вышла на авансцену и предприняла миротворческие усилия, руководство Азербайджана оценивает очень высоко.
Официальная позиция России известна: она признает территориальную целостность Азербайджана. А что касается методов урегулирования, то мы, азербайджанцы России, конечно, не хотим, чтобы там проливалась кровь, мы хотим мирного вывода армянских войск из Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов. Это позиция, в том числе, и Азербайджана, и всех посредников в данном вопросе.
Последние события показали, что тянуть с его решением уже невозможно. Рано или поздно нужно поставить точку. Нужно освободить оккупированные территории Азербайджана. Нужно вернуть 700 тысяч беженцев-азербайджанцев в Карабах и в семь прилегающих регионов Азербайджана. И последние переговоры по мирному урегулированию вселяют уверенность, что этот вопрос будет в ближайшее время решен.
- Что представляет собой национальная политика Азербайджана? И нет ли в ней причин, которые могли бы провоцировать карабахский конфликт?
— Я уверен, что в ближайшее время этот вопрос должен быть решен. Последние события показали, что тянуть решение этого вопроса уже невозможно. Рано или поздно нужно поставить точку в этом вопросе. Нужно освободить оккупированные территории Азербайджана. Нужно вернуть 700 тысяч беженцев в Карабах и в семь прилегающих регионов Азербайджана. И последние переговоры по мирному урегулированию данного конфликта вселяют позитивную уверенность, что этот вопрос будет в ближайшее время решен.
Ситуация в Азербайджане с точки зрения национальной политики очень напоминает российскую. Как и Россия, Азербайджан — многонациональное государство, в отличие от моноэтнической Армении, и в этом смысле им очень тяжело понять позицию Азербайджана с точки зрения совместного проживания общин.
Азербайджан — государство всех этнических групп, наций, которые там проживают. Поэтому и мы, азербайджанцы России, считаем себя россиянами и являемся составной частью российского общества.
— Всероссийский азербайджанский конгресс представляет этнических азербайджанцев с русским паспортом или тех, кто к нам приехал, работает у нас, но при этом сохраняет гражданство Азербайджана?
- По нашему уставу, все, кто находится легально на территории России, могут вступить в нашу организацию. Главные цели и задачи нашей организации — сохранение культурной, языковой самобытности азербайджанцев и выстраивание гуманитарных связей между Россией и Азербайджаном. Это большая работа, конечно, но никаких препятствий в реализации своих целей мы не видим. Как и русский, переехавший жить, например, в Америку, не перестает быть русским, так и азербайджанец, который проживает в России, сохраняет свои корни.
В самом Азербайджане сейчас ведется активная работа по сохранению национальной культурной идентичности, традиций народа, его исторических культурных феноменов. Но это ключевая задача не только азербайджанского, но и российского общества.
— В России есть мнение, что азербайджанская культура находится под очень сильным влиянием турецкой культуры. Насколько это верно?
— Азербайджанцы — представители огузской тюркской языковой группы. Этнически турки и азербайджанцы очень близкие народы, есть общие культурные феномены, историческая память. Но если говорить о культурных связях, то они сложились только после 1990-х годов. В советский период эти связи были на минимальном уровне.
— Я заметил, что в аэропорту в Баку многие сотрудники разговаривают между собой по-русски…
- В этом нет ничего удивительного. Конечно, вы услышите там и азербайджанскую речь, но к русскому языку в стране отношение особое, проводится большая работа как раз по его сохранению. У нас есть филиалы и МГУ, Славянский университет, много русских школ. Я и сам, например, учился в Баку в русской школе.
В отличие от некоторых других постсоветских государств, в Азербайджане русские школы не закрывают, а, наоборот, поддерживают. Их финансирование идет из бюджета. Я считаю, что Россия тоже должна обращать внимание на эти факторы, оказывать этим школам методическую помощь.
— А есть ли в Азербайджане русская организация, подобная вашему Всероссийскому азербайджанскому конгрессу?
— Конечно. Это русская община в Азербайджане. Они организованы в соответствии с законодательством Азербайджанской республики. Русские — часть азербайджанского общества, как и азербайджанцы — составная часть российского.
— Какие основные проблемы у азербайджанцев в России, что больше всего их беспокоит?
— Если говорить о каких-то актуальных вещах, то чаще всего люди сталкиваются с проблемами в миграционной сфере. Большие проблемы возникают у семей, члены которых имеют разное гражданство. Мы стараемся им помогать.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовал