Эрдогановская Турция в настоящее время переживает сложные времена. Здесь и непростые отношения как с соседями, так и с главными мировыми игроками (сегодня стало известно об отмене Обамой встречи с Эрдоганом). Кроме того, непростая ситуация складывается c безопасностью на территории Турции (сразу несколько терактов за последнее время).
Последние несколько недель были ознаменованы террористическими атаками в крупнейших городах Турции. Мощный взрыв в Анкаре 17 февраля, унесший 28 жизней, а затем взрыв смертника на одной из центральных улиц в Стамбуле 19 марта, поставили турецкие власти в весьма затруднительное положение, не говоря уже о страхе, вселившемся в сердца турецких граждан.
Символизируют ли эти террористические атаки растущее недовольство определенных групп политикой Эрдогана? Кто стоит за терроризмом в Турции? И сможет ли турецкое правительство противостоять ему?
Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу сразу же после теракта в Анкаре призвал Россию к прекращению сотрудничества с сирийскими курдскими "Отрядами самообороны" (YPG), обвиняемыми в произошедшей террористической атаке. Давутоглу отметил, что в противном случае в следующий раз Турция возложит ответственность за подобные теракты и на Москву.
Террористическая атака в Анкаре была осуществлена Салихом Неджаром, одним из членов "Отрядов самообороны", официально считающимися террористической организацией в Турции. Ответственность же за произошедшее официально взяли на себя турецкие курдские группировки.
Причиной такому резкому заявлению турецкого премьера, вероятнее всего, является усугубившиеся дипломатические отношения между Москвой и Анкарой на фоне конфликта в Сирии. На это также повлияло открытие представительства сирийского Курдистана в Москве в феврале 2016 года.
Однако, опираясь на здравый смысл, какое-либо участие России в террористических атаках в Турции абсурдно. Дипломатические связи России и Курдистана относятся к далеким временам дружбы между Советским Союзом и курдскими меньшинствами. Современные курды в Ираке, Сирии и Турции все больше смотрят в сторону Вашингтона. И сирийские курдские "Отряды самообороны" не исключение. Поддерживаемые США сирийские курды — лучшие союзники Вашингтона в борьбе с ИГИЛ.
С приходом Эрдогана к власти турецкая политика в отношении курдов кардинально изменилась. Правильный и дипломатичный подход Ахмета Давутоглу к курдским меньшинствам превратился в гнилой фрукт в руках Эрдогана. Турецкая доктрина "Ноль проблем с соседями", идейным вдохновителем которой и стал Давутоглу, была, пожалуй, единственной надеждой на демократическое развитие страны и налаживание отношений с турецкими курдами.
Среди принципов, провозглашаемых доктриной, была популяризация прав и свобод курдских меньшинств. Всего лишь несколько лет назад мировое сообщество было свидетелем того, как курды занимали места в турецком парламенте, а количество признанных академиков и ученых среди курдов постоянно росло. Курдский язык также был официально признанным языком наряду с турецким. Но старые добрые времена закончились, осталось лишь отчаяние.
Сегодня репрессии в отношении курдских меньшинств и курдских активистов переходят границы разумного. Только с декабря 2015 года турецкая армия насильственно выдворила около 200 000 курдов из собственных домов. Турецкие вооруженные силы под лозунгом борьбы с терроризмом продолжают применять беспрецедентное и безнаказанное насилие по отношению к курдскому населению. Даже Белый дом, последняя надежда Эрдогана, поворачивается к президенту Турции спиной из-за жестокой антикурдской политики турецкого президента.
Истинные мотивы, скрывающиеся за политикой Эрдогана, заключаются в переделе всей парламентской системы Турции и превращении ее в более авторитарную структуру. Достигнув данной цели, Эрдоган сможет заручиться еще большей властью и стать менее уязвимым к органам парламентского надзора.
Однако все это лишь увеличит ответственность Эрдогана перед народом. Его насильственные и репрессивные методы могут довести до предела терпение турецких граждан и вызвать волну недовольств по всей стране.
Выбранная Эрдоганом тактика рискует стать началом конца его политической карьеры. Население Турции, отличающиеся многообразием культур и религий, объединяющее многочисленные этнические меньшинства, не потерпит какой-либо жестокости и дискриминации в отношении своих людей. Наконец, сможет ли лидер, ставящий в пример гитлеровскую Германию (как образец эффективного государства), устоять долго у власти?