Митинги против президента Дилмы Русеф собрали в Бразилии три миллиона человек. При этом бывший лидер страны Лула де Силва, против которого также выступали бразильцы, вступил в новую должность главы администрации президента. К чему приведут протесты в Бразилии, Pravda.Ru рассказал источник в госструктурах Бразилии, пожелавший остаться неизвестным.
— Как сообщают западные источники, на митинги в Бразилии вышло около трех миллионов человек, они требуют отставки президента и заключения Лулы де Силва в тюрьму, потому что он был замешан в коррупционных процессах. Также недавно был опубликован телефонный разговор между ним и Дилмой Русеф, в котором она обещает ему пост министра, чтобы у него был иммунитет. Что вы можете сказать по этому поводу?
— В основном оппозиция кричит потому, что когда Дилма Русеф баллотировалась на пост президента, она обещала, что экономическая ситуация будет под контролем, что в политике будет все нормально, все организации, все госструктуры будут работать без проблем. Но если раньше у нас два реала стоили один доллар, то сейчас один доллар — это четыре реала.
Кроме того, у Бразилии и России очень много общего: свои олигархи, свои политические разделы, везде взятки, везде комиссионные. Так что, в принципе, это не новое явление. Но проблема в том, что в течение последнего времени эти взятки, эти подпольные переговоры начали всплывать в прессе, по телевидению и особенно в интернете.
— То есть вы считаете, что это правда, эти дела не сфабрикованы? Общество справедливо возмущается этими коррупционными делами?
— Что Бразилия взяточная страна — это факт. Любому человеку это известно. Любой человек, который поступает в политику, имеет только старую машину и живет в какой-то маленькой квартире, а через два-три года у него уже новая квартира, 2-3 машины и особняк.
Откуда эти деньги идут? Каждому человеку это понятно, если у вас зарплата пусть даже 10-15 тысяч долларов в месяц, а вы живете на миллиард. А сейчас это начало всплывать. Так что, если отвечать на ваш вопрос, я считаю, что в Бразилии взятки — это всем знакомое явление.
— Мои друзья из Бразилии говорят, что нынешние события — это война между белой Бразилией и Бразилией не белой. То есть за Дилму Русеф голосует северо-восток, бедные районы, где преобладает негритянское население. И, соответственно, юг голосовал за Аэсио Невеса, за демократов. Это так?
— Между средним классом и бедными. Правительство платит бедному населению льготы где-то в районе 300 долларов, при том, что доллар сейчас вырос. Там есть разные пособия. В Бразилии, по официальным данным 2013 года, таких официальных программ было 56.
— А если придут правые к власти, если состоятся досрочные выборы или Дилма уйдет, правые отменят все эти программы?
— Это зависит больше от бюджета, потому что бюджет в Бразилии сейчас иссякает. У нас доллар вырос так же, как в России. Бразилия тоже живет на экспорте сырья. Но если в России живут на газ и на нефть, то в Бразилии это аграрный экспорт.
В Бразилии такое понятие, как левые-правые, не очень понятное. Потому что если вы обратите внимание на все передачи, переговоры, которые были раскрыты, все эти депутаты не обязательно левые или правые, но все они коррумпированы. Поэтому к понятиям "левое и правое" нужно обращаться не железно, а надо смотреть, какие интересы у каждого.
— Какую роль играет внешний фактор в этих событиях? Я знаю, что Globo и другие крупнейшие бразильские СМИ обвиняются в том, что они работают под дудку американцев и планируют в Бразилии сделать то, что сделали в Аргентине. То есть посадить в президентское кресло своего человека. Насколько это, с вашей точки зрения, правильная мысль?
— Факт, что в Бразилии сейчас ситуация нехорошая не для политиков, а вообще для бедного населения. Люди умирают на улицах. Вас могут спокойно зарезать за 10 рублей на улице. Законы у нас никакие, образование в Бразилии вообще никакое. Вчера-позавчера я, например, читал в газете, что 14-летний пацан напал на своего учителя в школе. Такое явление бывает каждую неделю.
Поэтому да, действительно, в стране беспорядок. Насколько здесь идет информационная война, американская, греческая или коммунистическая — вопрос кропотливый. Я вам честно ответить, да или нет, на этот вопрос не могу. Но факт, что и экономическая, и социальная ситуация не самая лучшая.
— Многие говорят, что это напоминает 1964 год, когда пришла военная диктатура и был военный переворот. Возможен ли военный или какой-то другой переворот в Бразилии?
— Я бы сказал, что возможен, но возможность очень маленькая. Но я читал на днях и в предыдущие месяцы, что сами военные этого не хотят, у них просто нет ни желания, ни возможности.
— Как дальше будут развиваться события? Будет ли отречение от власти Дилмы Русеф или досрочные перевыборы? Как дальше будет вести себя власть? Или, может быть, намечены какие-то контрдействия, митинги в защиту Дилмы Русеф?
— Митинги в защиту Дилмы Русеф уже прошли. Сама Дилма Русеф лично говорила, что не собирается отрекаться от власти. А Бразилия — страна тропическая, здесь настроение у людей очень толерантное. Ситуация нехорошая, но на сегодняшний день я не вижу большой возможности кровопролития или революции.
Люди будут продолжать протестовать, люди очень много пишут в интернете, в "Фэйсбуке", и по Whats App все это пересылается и передается. Но реальных действий я не вижу.
Лулу де Силва уже назначили главой администрации Дилмы Русеф (по последним данным, Верховный суд отменил это назначение — Ред.). Еще до назначения он давал интервью в газете, что он желает, чтобы поменяли министра иностранных дел, поменяли министра Центробанка, министра финансов и так далее. Он очень харизматичный, он знает, как общаться с населением, особенно с более бедным, менее грамотным. И многие считают, что Дилма может превратиться в течение 2-3 недель во второго, третьего человека в правительстве. Она будет действовать по его примеру, по его законам, по его правилам.
— Но это поможет стабилизировать страну или наоборот?
— Поживем — увидим.
— Но ведь на улицу вышли три миллиона человек, это очень много! Неужели это ни к чему не приведет?
- В том-то и дело, что три миллиона вышли на улицу. А депутаты говорят, что это хорошо, это доказывает, что страна демократичная, что люди могут исполнять свою задачу, свобода совести и так далее.
Но никто не объясняет, как человек, который зарабатывает 10 тысяч в месяц, пусть долларов, живет и тратит миллионы. Например, в воскресенье по телевизору показывали, как президент бразильской Думы отдыхал на Новый год. В новогодние праздники он потратил около 300 тысяч долларов в течение двух недель. Откуда эти деньги берутся? Так и живем: люди кричат, а сами политики, неважно — левые или правые, какой сектор, сидят за одним столом и решают, куда пойдут, откуда будут деньги брать, кого будут обманывать.
Справка:
Политический кризис охватил Бразилию в прошлом году, после начала так называемого "дела Петробраза" (Petrobras — государственный монополист на нефтяном рынке). По мнению следователей, компания завышала расходы на реализацию проектов, накачивая подрядчиков прибылью, часть которой впоследствии перечислялась топ-менеджменту.
Оппозиция уверяет, что президент Бразилии Дилма Русеф знала о коррупционных схемах, используемых для вывода денег, и за счет этого получала рычаги давления на госкомпанию, которая финансировала предвыборные расходы Партии трудящихся.
По "делу Петробраза" арестовано несколько топ-менеджеров компании, а также высокопоставленных политиков из ближайшего окружения Русеф.
Новый импульс расследованию могут придать показания сотрудников компании "Одебрехт" — подрядчика "Петробраза", защитники которой после выдвижения официальных обвинений заявили о намерении сотрудничать со следствием. На этой неделе опубликован "список Одебрехта" — лиц, которым компания давала взятки за лоббирование своих интересов. Среди них нет ни Дилмы, ни Лулы, зато присутствуют лидеры оппозиции, которые возглавляют процесс импичмента против Русеф.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала