Эта неделя была омрачена серией терактов в Брюсселе. Ответственность за произошедшее взяла на себя ИГИЛ. Жертвами атаки террористов стали 34 человека. Какую роль в этой трагедии сыграл миграционный кризис? Насколько безопасна и защищена Европа? Эти вопросы Pravda.Ru задала представителю "Офицеров России", бывшему сотруднику спецподразделения "Альфа" Игорю Шевчуку.
— Что можно сказать по поводу серии терактов в Брюсселе?
— Непонятно, почему спецслужбы прошляпили подготовку такой широкомасштабной акции, ведь буквально вчера на территории аэропорта, где произошел теракт, наблюдалось большое скопление военнослужащих. То есть спецслужбами велась активная работа. Почему они пропустили этот удар? Не знаю.
Есть одна из версий, что это якобы ответный ход на арест одного из главарей террористического подполья, которого тоже почему-то очень долго не могли взять…
— Салаха Абдеслама, которого арестовали в минувшую пятницу.
— Хотя локализация, как говорили, достаточно небольшая, не надо было по всей Европе за ним скакать, достаточно было прошерстить один район.
— Но могло тут сказаться то, что сами бельгийцы относились к терактам в Париже с юмором. Рамок металлоискателей, которые стоят в метро, как у нас или в Израиле, в столице Бельгии, говорят, нет. Одна спецслужба вряд ли справится без помощи населения?
— Здесь нужно говорить об эффективности работы спецслужбы и контакте спецслужб с гражданским обществом. Можно это обсуждать, можно не обсуждать, но есть определенные обязанности и круг задач, которые являются тем хлебом, который должны отрабатывать спецслужбы.
Здесь отношение гражданского населения к их работе абсолютно никак не должно сказываться на профессиональной деятельности службистов. Не понятен мне, честно говоря, настрой бельгийцев после произошедшего в Париже. Слишком это как-то недальновидно и не по-человечески, честно говоря. Это удивительный факт, я об этом не знал.
- Некоторые жители Евросоюза боятся, что теракты в Париже и в Брюсселе угрожают их пресловутым либеральным свободам. И меня удивило, честно говоря, что невиданный наплыв беженцев в Европу они никак не связывают с терактами.
— Я думаю, здесь надо отслеживать причинно-следственную связь: с чего взялся-то этот поток беженцев. Можно в шутливой форме сказать, что благодаря "разносчикам демократии", которые очень активно стали действовать на Ближнем Востоке, хлынул такой поток мигрантов в Европу.
Такой поток беженцев, естественно, принес в Европу определенное количество боевиков. Тут даже и рассуждать нечего. Естественно, что все это сейчас будет на территории Европы. Я имею в виду террористическое подполье: оно будет структурировано, оно будет готово к проведению подобных либо каких-то других акций.
— Немецкое радио Südwestrundfunk, со ссылкой на проведенное полицией расследование, сообщает, что Абдеслам забрал из Ульма предположительно трех сирийцев, которые прибыли в Германию как беженцы. Еще появились сведения, что там было два белоруса, которые тоже были завербованы ДАИШ или ИГИЛ. Что вам об этом известно?
— Известно то же самое, что и все остальным пользователям интернета. Да, информация по белорусам есть. Думаю, ее еще стоит проверить не один раз. В Германии, я с удивлением узнал, ситуация накалена до предела. И все это из-за беженцев. Доходит до того, что если раньше родители спокойно своих детей отправляли в школу и не беспокоились о том, как они там передвигаются в школу и обратно, то теперь они их сопровождают до школы и обратно.
— Вот еще сообщение западных агентств: Салах Абдеслам во время допросов сказал, что подготавливались теракты в Брюсселе. Подробности они не выкладывают, сами СМИ, видимо, не обладают этой информацией. Боятся, что этот процесс пойдет по всей Европе. Так?
— Германия всегда отличалась высокой степенью действия спецслужб и полицейских. Пресловутая немецкая педантичность здесь проявляется в полной мере. Работают они очень хорошо. Но думаю, что теперь у них нагрузка возросла многократно. Учитывая чисто человеческий фактор, надо понимать, что они не со всем смогут справиться.
— Глава Службы безопасности Украины Василий Грицак допускает, что Россия может быть причастна к терактам в международном аэропорту и метро Брюсселя. Премьер-министр Медведев уже назвал Грицака "придурком". Как вы оцениваете слова вашего коллеги, главы СБУ, насколько он профессионален, если допускает такую возможность?
— У украинцев очень много высказываний, которые в принципе комментировать-то можно, только консультируясь с психиатром. И здесь уже не смешно и не грустно.
— США объявляют, что наибольшую опасность на данный момент представляет Россия. Терроризм в этом списке США находится на пятом месте.
— Видите, мы пробились практически в лидеры. Два года назад Обама называл в таком порядке: терроризм, лихорадка Эбола и Россия. Мы были на третьем месте.
— Люди становятся заложниками своих политиков. Ведь Брюссель — это центр Евросоюза, а не только Бельгии. Это происходит там, где штаб-квартира НАТО, где здание Евросоюза, еврокомиссии и других международных институтов.
— Да-да, тут определенная символика имеется. Во-первых, взрыв в метро, которое находится рядом с европарламентом. Во-вторых, взрыв в аэропорту рядом с билетной стойкой American Airlines. Возможно, что в ближайшее время будут какие-то вспышки террористических атак на территории США. Я этого не исключаю, тем более что там сейчас обостряется предвыборная борьба. Мы знаем, что она проходит более чем интересно. Поэтому исключать активизации террористического движения на территории Соединенных Штатов я бы не стал.
— С точки зрения профессионала спецслужб, что может сделать молоденький солдатик с автоматом, если мимо него пройдет шахид? Это ведь абсолютно не подготовленный к такому обороту событий человек?
— На самом деле основная работа ложится на спецслужбы. Это их агентурная оперативная работа. Это та внутренняя работа, которая не выносится на всеобщее обозрение. Способы, методы и средства ведения всех этих вещей озвучивать не надо и нельзя.
— В случае с братьями Царнаевыми наши спецслужбы предупреждали руководство Соединенных Штатов о возможных терактах.
— Там, вы знаете, очень неоднозначная ситуация. На секунду коснемся Бостона. Рядом с местом взрыва почему-то стекла уцелели в дверях и в окнах, почему-то пакет бумажный остался, его даже не сдвинуло с места, почему-то одни и те же люди в разных местах и с разной степенью окровавленности сфотографированы.
Есть ощущение, что статисты работали. А через пару часов там ни следов крови, ничего. Как-то все быстренько замылось и испарилось. Опять же действия спецслужб по Царнаевым более чем неадекватные, просто неадекватные!
— Одного застрелили.
— Да. Какой смысл был его уничтожать? Либо они сорвались с крючка, то есть были в какой-то разработке, либо у американцев было понимание того, что они могут сболтнуть что-то лишнее. Просто убирают свидетеля. Вот и все.
— Вы не находите, что много странностей?
— Более чем.
— Как с башнями-близнецами и атакой на Пентагон.
— Если откинуть в сторону большую человеческую трагедию (погибло много ни в чем не повинных людей). Это было закручено только с одной целью — найти повод войти в Афганистан. Это абсолютно точно, потому что один из поставщиков производителей оружия на следующий же день либо в этот же получил заказ. Понятно, что будут вводиться войска в Афганистан. Несмотря на финансовую выгоду, поставщик отказался от этого.
— Также было и со сбитым "Боингом" над территорией Украины.
— Совершенно точно. К сожалению, не только в России, но и по всему миру, людей отучили думать, отучили анализировать. К этому, во-первых, располагает очень большой поток информации. Во-вторых, специально кастрируется система образования, не только у нас, но по всему миру. Основная прослойка общества, состоящая из среднего класса, становится легко управляемой.
— Какие шаги нужно предпринять европейцам в этой ситуации?
— Вопрос очень сложный. Во-первых, я бы посоветовал избегать паникерских, истеричных настроений. Это в первую очередь. Посоветовал бы просто быть повнимательнее. Но в большей степени нагрузка ложится на специальные службы.
— Вспомните, одно время центром терактов была Россия. Теперь Париж и вот Брюссель. В этом какая-то невидимая рука заметна? Какой-то дирижер есть? Или случайность?
— Я хочу сказать, что в случайности здесь я не верю, но персонифицировать дирижера тоже не могу по объективным причинам.
— Теория заговора?
— Кто-то может быть посмеется сейчас, скажет, что у товарища ветерана паранойя: он везде видит шпионов. Таким людям хочу напомнить, что несколько лет назад у нас был скандал с английским шпионским камнем, если вы помните? Вот казалось бы, это должно было остаться в далеких 1980-х, да? Но они продолжают действовать подобными способами. Группы студентов, которые приезжали по обмену, среди них были шпионы. Казалось бы, молодой человек, но уже сотрудник американских спецслужб, который занимался здесь сбором информации.
— Война происходит практически на всех уровнях.
— Сейчас можно говорить о том, насколько сильна ее горячая фаза. Ни война, ни конкуренция между спецслужбами не прекращалась ни на миг. Ветераны американских спецслужб впрямую говорили: "Не обольщайтесь, несмотря на то, что нам удалось развалить ваш Советский Союз, Россия все равно для нас остается угрозой номер один в мире. Для них все эти "перезагрузки" отношений — это лживые заявления, не более того".
Интервью на английском языке читайте на английской версии Pravda.Ru
Подготовил к публикации и беседовал