Как Россия и Китай будут решать проблему Корейского полуострова? Чем опасна для Москвы и Пекина ядерная программа КНДР? Как в настоящее время развивается российско-китайское политическое и экономическое сотрудничество? Эти вопросы анализирует политический обозреватель Pravda. Ru.
Фрондеры и оппозиционеры нас так часто пугают тем, что Россия якобы осталась в международной изоляции, нам так часто рассказывают смешные истории о том, что никто не хочет общаться с Россией, что некоторые начинают в это верить. Конечно же, это не так. Авторитет России в мире сейчас как никогда высок. Одним из очередных доказательств этого является официальный визит главы МИД КНР Ван И в Россию.
Хотя Ван И постоянно подчеркивал, что он связан с 15-летием подписания договора о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве между Россией и Китаем, но это несомненно было выражение поддержки России. В КНР вообще к понятию "официальный" относятся с большой серьезностью, чем у нас. И официальный визит министра иностранных дел Китая являлся определенного рода политической декларацией, показывающей всему миру настроения в Пекине. С другой стороны, визит лица такого уровня, конечно, был посвящен обсуждению очень важных проблем.
Ван И заявил о том, что можно с полной уверенностью говорить о благоприятных перспективах развития российско-китайских отношений, подчеркнув четыре основных подхода. Во-первых, сказал Ван И, Китай уверен в развитии России, в настоящее время во всем глобальном народном хозяйстве не хватает, как он выразился, энергии, и все мировые экономики в той или иной степени, включая Россию, сталкиваются с различными вызовами.
Россия, сказал Ван И, — это большая страна с глубоким духовным богатством, и российский народ обладает всеми условиями для преодоления временных трудностей. Во-вторых, Китай полностью уверен и в перспективах развития всесторонних отношений с Россией.
В-третьих, Китай полностью уверен в перспективах российско-китайского экономического сотрудничества, так как существует взаимодополняемость экономик России и Китая, большая потребность в кооперации. Хотя Ван И с горечью говорил, что товарооборот за последний год снизился, но это было связано с падением цен на энергоносители, тогда как даже в физических объемах экспорт нефти и газа в Китай вырос на треть.
И больше всего, на 38 процентов, вырос экспорт машинно-технической продукции России в Китай. Это у нас любят говорить о том, что Россия — это якобы только нефтяная труба, но рост экспорта машинно-технического оборудования в Китай говорит сам за себя.
Китай уверен в том, что существует сопряженность экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Это своего рода ответ тем критикам, которые говорят, что Китай выстраивает Шелковый путь в обход России — нет, специально подчеркивает Ван И, Шелковый путь неизбежно пройдет по территории России.
Ван И встретился с Владимиром Путиным, и российский президент в середине года посетит Китай, где встретится с председателем КНР Си Цзиньпином.
С Сергеем Лавровом же Ван И провел детальные переговоры по целому ряду вопросов. Российско-китайское сотрудничество — это важный фактор обеспечения развития всей современной системы международных отношений с опорой на международное право. Именно наши две страны пытаются сохранить международное право, когда ястребы в блоке НАТО и в некоторых других государствах пытаются его нарушить.
И приоритетное внимание в переговорах Ван И и Сергея Лаврова уделялось положению на Корейском полуострове, проблемам нераспространения и непризнания, как выразился Лавров, "ядерных амбиций" Пхеньяна.
Это немножко странно, потому что Владимир Путин в своей предвыборной статье "Россия и меняющейся мир" говорил, что печальный опыт судьбы ливийского лидера Муаммара Каддафи демонстрирует, что если НАТО кем-то недоволен и этот кто-то не имеет ядерного оружия, то НАТО ни перед чем не остановится, чтобы его уничтожить. Если у тебя есть атомная бомба, то на тебя никто не полезет.
Эта острая реакция Лаврова и Ван И требует пояснения. Россия и Китай выступают за принятие таких мер, которые с одной стороны препятствовали бы развитию северокорейских ракетных и ядерных программ, а с другой стороны не вели к нарастанию напряженности в регионе и не перекрывали бы возможность перейти к дипломатическому урегулированию, а также не использовались бы в качестве предлога для опасного дестабилизирующего накачивания вооружения в регион, включая планы создания здесь системы противоракетной обороны. Вот где корень проблемы.
Если против Ирана НАТО умудрилось поставить системы ПРО в Прибалтике, то страшно представить, где им может прийти в голову развернуть их против КНДР. В Пекине понимают, что растет напряжение между США и их союзниками и Китаем. "Женьминь Жибао" уже использует термин "бесчинства", говоря о провокациях американских военных в Южно-Китайском море.
И поэтому Россия и Китай призвали опираться на резолюцию Совета Безопасности ООН. Лавров специально говорил на пресс-конференции о том, что санкции должны быть только многосторонними и только оправданными СБ ООН, потому что любые односторонние санкции являются неконструктивными.
Ван И говорил о том, что санкции, которые принимает СБ, являются выверенными и единственными легитимными инструментами принуждения с точки зрения современного международного права. И когда западные страны дополняют международные санкции какими-то своими, это ведет к срыву любых перспектив возобновления шестисторонних переговоров, что недопустимо. Единственным путем решения северокорейской ядерной программы являются возобновления переговоров.
Принципиально важно, что НАТО и США не должны прятаться под маской реагирования на угрозы Пхеньяна, когда говорят о создании системы противоракетной обороны, точно так же как они не должны говорить об иранской ядерной угрозе, когда они создают европейскую ПРО.
И абсолютная неоправданность и несоразмерность подобных планов нарушают глобальный паритет и стратегическую стабильность. НАТО ведет себя очень агрессивно. Оно действует и против нас на Западе и против КНР на Востоке, постоянно провоцируя обострения в вопросе островов в Южно-Китайском море.
И этой ситуации визит Ван И очень важен. Он показывает то, что никакой международной изоляции России нет, что было, очевидно, одной из главных причин, которая побудила лидеров КНР отправить своего выдающего представителя, замечательного дипломата Ван И в Россию.