Во Франции разгорается скандал вокруг награждения саудовского наследного принца высшей наградой страны — орденом Почетного легиона. Из-за этого награждения от ордена отказалась актриса Софи Марсо, а известный музейщик Алан Николя вернул его. Почему Саудовская Аравия находится вне критики во Франции, рассказывает обнародованная дипломатическая переписка.
Четвертого марта президент Франции Франсуа Олланд вручил орден Почетного легиона Мохаммеду бин Наифу, министру внутренних дел и наследному принцу Саудовской Аравии. Вручение не афишировалось, но Франция узнала (из саудовских источников) и взорвалась негодованием.
Орден Почетного легиона — это высшая награда страны, ею награждаются наиболее достойные граждане во всех областях деятельности, поэтому чествование одного из самых больших палачей мира - это оскорбительно, считает известная актриса Софи Марсо. "Почетный легион — саудовскому наследному принцу. 154 казни в прошлом году в его стране. Вот почему я отказываюсь от вручения ордена", — написала Софи Марсо в Twitter. Эту запись социальные сети процитировали более чем 2000 раз.
Другой известный француз — антрополог и историк Ален Николя - сдал свой орден в знак протеста, сообщает газета Liberation. Ученый написал открытое письмо Олланду. "Я рассматриваю ваш жест президента Франции как личное оскорбление и как неприемлимый для общества". Бывший главный музейщик Франции заявил, что не будет "стоять в одном ряду с личностями, которые не разделяют человеческие и демократические ценности Франции".
Саудовская Аравия — ваххабитское государство, в котором в течение трех месяцев, с января по март, были казнены 70 человек, в том числе 47 человек в один день - 2 января, разъяснила газета Le Mond. В 2015 году там было казнено 153 человека, а в 2014 году — 87 человек.
В период с января 1985 года по июнь 2015 года, по крайней мере, 2208 человек стали жертвами смертной казни, в том числе, более тысячи иностранцев, несовершеннолетних и умственно отсталых детей. По данным Amnesty International, судебные процессы происходят "тайком", где "обвиняемые лица редко получают помощь адвоката". Обвиняемые могут "быть признаны виновными на основании признаний, полученных под принуждением", цитирует Le Mond.
Газета также пишет, что женщины в Саудовской Аравии, хотя и получили право голоса на муниципальных выборах, но рассматриваются "как бессрочные несовершеннолетние": поэтому могут голосовать, а также путешествовать, выходить замуж, учиться в высших учебных заведениях только при разрешении и в сопровождении мужчины-опекуна.
Трудовые мигранты в королевстве обладают минимальными правами. Они могут быть без причины избиты, депортированы, изнасилованы без права обращения в суд.
Французы недолго мучились вопросом, за какие реальные заслуги Франция наградила саудовского принца. Это объясняет журнал Causette, который получил в свое распоряжение переписку между французскими официальными лицами. Обмен посланиями состоялся 2 марта. Бертран Безансно (Bertrand Besanceno), посол Франции в Саудовской Аравии, советовался с Дэвидом Квашем (David Cvach), советником по Ближнему Востоку в Елисейском дворце, Жеромом Боннафоном (Jérôme Bonnafont), главой департамента по Северной Африке и Ближнему Востоку министерства иностранных дел, и Лораном Стефанини (Laurent Stefanini), руководителем протокольного отдела в Елисейском дворце.
Безансно объясняет, почему надо наградить саудовского принца. "Это необходимо для поддержания темпов укрепления нашего двустороннего сотрудничества, в целях укрепления наших гражданских и военных перспектив. Это также жест следующему королю Саудовской Аравии. Именно в этом контексте мне кажется необходимым ответить на его запрос о получении ордена Почетного легиона, потому как он хочет укрепить свой международный статус. Это было бы хорошим стимулом, который пойдет на пользу Франции".
То есть Франция не против быть в вассалах у саудитов, которые захотели поправить свой имидж. И что это, если не коррупция в верхних эшелонах власти? Причем Безансно предполагает, что поправка имиджа принца "займет много времени".
Второй интересный момент, следующий из цитаты: видимо, нынешнему 80-летнему королю Салману, который сел на трон в начале 2015 года, недолго осталось царствовать. И третий момент: Франция возьмет контрактами, в том числе военными.
Посол также разъясняет риски, которые будут при общении с прессой. "Мы должны быть осторожными по отношению к СМИ, и если кто-нибудь спросит нас, мы будем объяснять, что королевство "борется против ДАИШ", а также будем говорить, что это делается во имя "экономического и стратегического партнерства. Добавим, конечно, немного о правах человека, но в меру".
Заметим, что официально саудовского министра наградили с формулировкой за "его усилия в регионе и в мире в борьбе с терроризмом и экстремизмом".
Но тех, к кому обратился Безансно, не надо убеждать. Стефанини отвечает, что это "политический выбор", и со стороны протокола "нет никаких возражений". "Я думаю, самое время покупать акции MBN (Мохаммеда бин Наифа), - написал Дэвид Кваш. - Cделка с согласия Олланда — это маленький неудачный анекдот".
Из политиков содеянным возмутились только представители "Национального фронта" Марин Ле Пен. "Олланд украсил Легионом почета наследного принца Саудовской Аравии, теперь мы должны говорить о Легионе бесчестия для представителей нашей элиты", — написал на своей странице в Twitter вице-президент Флориан Филиппо (Florian Philippot).
Премьер-министр Мануэль Вальс в ответ на дискуссию в обществе призвал "прекратить лицемерие" и "не дискредитировать" "стратегические отношения" между Францией и Саудовской Аравией. Невозможно не поверить, что Вальс не в курсе, что саудиты спонсируют ДАИШ, которая потом устраивает теракты во Франции. Поэтому, перефразируя приписываемую Ленину фразу, можно сказать, что "капиталисты сами продадут тот меч, который отрежет им головы".
"Во Франции смертная казнь отменена со времен Франсуа Миттерана, а Олланд считает себя преемником Миттерана, — сказал Правде.Ру Дмитрий де Кошко, председатель Координационного совета российских соотечественников во Франции. Так что, естественно, это не соответствует политкорректности, которая во Франции существует".
Конечно, есть дипломатические причины, отметил де Кошко. Саудовская Аравия покупает много оружия у Франции, должна, кстати, заплатить за те же "Мистрали", которые отобрали у России.
"Но что больше волнует, так это то, что Катар и Саудовская Аравия все больше и больше вмешиваются во внутреннюю политическую жизнь Франции, в том числе, доказанной или недоказанной помощью кандидатам на президентские выборы. Саудовская Аравия выведена из-под критики, потому что у нее много денег, потому что у нее нефть. Определенные круги у нас считают, что с исламизмом, в общем-то, можно делать общие дела, а вот с Россией - никак нельзя", - сказал Дмитрий де Кошко.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru