Западные СМИ называют решение Путина о выводе основных сил российской группировки из Сирии "неожиданным ходом". Крупнейшие издания пишут о том, что миссия выполнена, Россия достигла своих целей. Этот ход посылает мяч на сторону сирийской оппозиции. При этом ничто и никто не мешает Путину в любой момент вернуть российский контингент в Сирию.
Путин сделал этот ход в особенно критический момент, когда при посредничестве ООН в Женеве возобновлены мирные переговоры, пишет The New York Times. Авторы полагают, что вывод авиагруппы не оставит Башара Асада в одиночестве, "потому что он также имеет поддержку со стороны Ирана и от "Хезболлы" в Ливане".
К тому же Кремль дал понять, что оставляет свою новую военно-воздушную базу в Латакии и старую военно-морскую базу в Тартусе. "Решение России может свидетельствовать о новой уверенности в стабильности Башара Асада. Или это давление, чтобы заставить его вести переговоры со своими политическими противниками, или здесь присутствуют обе цели разом", — пишет газета.
"Путин добился многих своих целей. Россия вышла на главную сцену в качестве мировой державы. Предотвратила изменение режима со стороны внешних сил, особенно западных. Упрочила свои позиции в Сирии. Уничтожила российских джихадистов на сирийском поле боя и упрочила позиции Башара Асада. И можно утверждать, что Владимиру Путину нечего терять: Россия может в любой момент легко возобновить удары со своей базы и может продолжить поддерживать сирийских военных и других союзников Асада на земле — деньгами и оружием".
Итоги спецоперации России в Сирии подводит на страницах Reuters и известный колумнист Джош Коэн (Josh Cohen). Во-первых (и это самое главное), российские бомбардировки повернули ход войны в пользу президента Сирии. "Через пять месяцев после того, как удалось отвоевать ключевые куски территории (как на юге, так и на севере), Асад четко ведет свою линию. Даже генерал-лейтенант Винсент Р. Стюарт, глава Агентства военной разведки Соединенных Штатов, признает, что "русская поддержка полностью изменила соотношение сил в Сирии", — пишет Коэн.
Коэн утверждает, что Путин заставил Соединенные Штаты признать, что Россия играет ключевую роль в определении будущего Сирии: проведены переговоры в Женеве непосредственно между Соединенными Штатами и Россией. Обе стороны согласились действовать в качестве равных поручителей для прекращения огня. "Москва заставила Вашингтон отказаться от позиции "Асад должен уйти", — пишет автор.
В-третьих, по мнению колумниста, Путин ответил Турции, сбившей российский самолет, "унижением Анкары". "Россия развернула передовые ракеты С-400 "земля-воздух" вблизи Турции, это обеспечило доминирование в небе над Сирией и ее ближайшими соседями".
Путин также разыграл в свою пользу курдскую и туркоманскую карты. Первые близки к созданию автономного образования на севере Сирии, вторые полностью деморализованы.
Кроме того, сирийская кампания России способствовала ослаблению Европейского союза, который раздирается противоречиями по вопросу миграционной политики, заключает Коэн.
Владимир Путин по-прежнему умеет удивлять, пишет Джефф Дайер (Geoff Dyer) в Financial Times. Своим решением о выводе контингента он удивил не только западных политиков, сирийскую оппозицию, но и "самого Асада". "Путин вполне осмысленно, по-видимому, оказывает давление на Асада, чтобы он участвовал в переговорах с целью достижения в краткосрочной перспективе договоренности о разделении власти и в долгосрочной перспективе — о конституционной реформе и выборах", — цитирует Джефф Дайер председателя Eurasia Group Клиффа Капчена.
Отметим, что все западные источники непременно указывают главную цель военной операции России в Сирии — это сохранение режима Асада. Россия неоднократно опровергала этот постулат. Если бы речь шла о сохранении у власти Башара Асада, то Россия не вывела бы контингент. Ведь теперь ему надо вести кропотливые переговоры с оппозицией.
Россия руководствовалась исключительно мотивами борьбы с международным терроризмом, а не поддержкой персонально Асада. Но с ним есть надежда, что Сирия переживет переходный период спокойно и сохранит свою целостность.
Главная цель спецоперации России в Сирии состояла в том, чтобы дать возможность провести парламентские выборы в апреле. Теперь они пройдут спокойно, будет начата работа над новой Конституцией. Если мирный вектор сохранится, то Россия получит большие экономические преференции в важном регионе Ближнего Востока. Речь, в частности, идет о строительстве газопровода из Ирана в Европу. Эти преференции перекроют все военные затраты на кампанию в Сирии, о которых так любит сожалеть наша либеральная пресса.
И последнее. Конечно, сейчас все будет зависеть от действий на земле. Но надо понимать, что от своих обязательств по борьбе с "Исламским государством" Россия не отказывалась, разрешение Совфеда об операции в Сирии не отозвано, вернуть самолеты на базу — это дело нескольких часов, да и выведена будет только "оcновная часть" самолетов. Останутся зенитные батареи "С-400", вертолеты прикрытия, морская пехота. То есть, никто никого не сливал, просто мячик грамотно переброшен на сторону сирийской оппозиции и ее покровителей.