"С-400" испортил Эрдогану сон

Источник: фотоархив Pravda.Ru

Прекращение огня в Сирии - это только начало пути. Как в сложных условиях сирийские власти будут проводить выборы и принимать новую Конституцию? Как сирийцы будут возвращаться к мирной жизни и восстанавливать страну? Как поведут себя соседи-враги Сирии - Турция, Катар и Саудовская Аравия? Об этом Pravda.Ru рассказал сирийский политолог и журналист Исса Исса. 

Жизнь после мирного соглашения по Сирии

- Буквально через несколько часов после новости, что Россия и США достигли соглашения о прекращении огня в Сирии, президент Сирии Башар Асад объявил, что в апреле должны пройти парламентские выборы. Но ведь страна находится в состоянии гражданского конфликта, часть территорий правительство не контролирует. Как вы видите эту ситуацию и насколько серьезны намерения Асада провести эти выборы? 

- Да, наш президент Башар Асад подписал такой указ сразу же после того, как Россия и США подписали соглашение о прекращении огня. Это, по моему мнению, означает, что президент Башар Асад надеется на лучшее. Также это говорит о том, что все будут участвовать в этих выборах, включая внутреннюю умеренную оппозицию. То есть дорога открыта для всех, кто любит свою страну и хочет, чтобы процветала Сирия. 

Я думаю, это - хороший знак для всех: как для внутренней общественности Сирии, так и для мирового сообщества. 

После парламентских выборов сразу будет новое правительство, новые лица. Я думаю, что этот шаг неспроста сделал наш президент Башар Асад. Он хочет сказать всем, что на самом деле мы хотим мира, реформ и налаживания нормальной жизни. Но окружающие недруги - Турция, Саудовская Аравия, Катар, частично Иордания - мешают этому процессу, но под диктатом Соединенных Штатов Америки. 

И наконец, раз Россия и США подписали такое заявление и такой документ, значит, мы идем по пути реформ. Американцы поняли, что наша победа не за горами. И это мешает им, они не хотят, чтобы Россия получила эту победу. Ведь это - победа России в первую очередь, потом уже - победа нашей армии. Если бы не Россия, наша армия не могла бы добиться таких успехов. 

- Но встает множество технических вопросов, которые необходимо решить в очень короткие сроки. 

- Часть страны действительно не контролируется, но подавляющее большинство населения проживает на подконтрольной центральной законной власти территории. Контролируется ИГИЛом сейчас очень маленькая часть. Это достигнуто благодаря мощной поддержке Российской Федерации. После сентября прошлого года очень много территорий  освободила наша армия при поддержке авиации России. 

- Какие части страны сейчас подконтрольны центральному правительству, а какие - нет? 

- Дамаск - практически весь наш, только на окраинах кое-где остались игиловцы. Не так уж и много уже они там занимают. Побережье - Латакия Тартус, Хомс - уже вообще освобождено. Весь север свободен. Алеппо в процессе. Наступательные действия сирийской армии идут не только на одном фронте, но и на всех направлениях. Основные города и провинции под нашим контролем. 

Большинство людей, которые покинули страну, я думаю, тоже смогут проголосовать. Я не знаю конкретики, но думаю, что решение найти можно. Особенно в сопредельных государствах Иордании и Ливане, основная часть беженцев находится как раз там. 

- Как велико число людей, которые покинули Сирию и уехали в Европу? Кто-то говорит о сотнях тысяч, кто-то говорит о миллионах.

- Миллионов, конечно, нет. В Европу уехало сравнительно небольшое количество сирийцев. Сотни тысяч - может быть, но миллионов точно нет. 

- Париж, Берлин и Лондон пойдут на переговоры с Дамаском для того, чтобы организовать процесс голосования на территории своих стран? 

- Это очень сложный, непредсказуемый процесс. Но что касается признания легитимной власти - это уже было. И даже есть как бы необъявленные, неофициальные связи между Дамаском и некоторыми странами Запада. 

Сирию раскололи недруги

В результате многолетнего конфликта Сирия расколота не только по политическим, но и по национальным и религиозным вопросам. Возможно, что Сирия скатится в иранский вариант - будут установлены квоты для участия во властных структурах для различных этноконфессиональных групп? 

- Я никогда не знал, кто мой сосед по вере, никогда не знал. Это религиозное обострение началось после арабской весны и войны. Некоторые СМИ, в том числе арабские, начали сеять вражду, говорить: это - суннит, тот - шиит, там - алавит, католик, православный. Такого не было у нас никогда, мы тысячу лет живем вместе в мире, согласии и добрососедстве. Даже евреи у нас нормально жили. 

Это - вмешательство извне. Эрдоган хочет воссоздать Османскую империю, но не знает как. Он бьет по курдам и по арабам, мусульманам и христианам, армянам и так далее. 

Я не думаю, что Сирия разделится по этническому и религиозному признакам. Если бы были такие внутренние проблемы, тогда давно бы Сирия разделилась на алавитские государства, суннитские и христианские. Мы и боремся с терроризмом именно для того, чтобы не было такого. Зачем тогда уже пять лет воюет армия, зачем столько крови лилось? Так думают все нормальные сирийцы, наш народ. 

Конечно, накопились обиды и взаимные претензии. Нужно всем миром решать эти проблемы. Наш президент сразу согласился на инициативы России, тут же дал согласие на этот план. 

- Не кажется ли вам странным отсутствие Израиля во всей этой истории? 

- У нас есть поговорка: Израиль всегда считает: пусть горшки бьют друг друга, нам-то что? Кто женится на нашей маме, назовем его папой. Но сейчас не совсем так. Израиль совсем не заинтересован, чтобы ИГИЛ выиграл эту войну. Безусловно, это не на руку Израилю абсолютно.

Для Израиля Асад, естественно, лучше в тысячу раз, чем ИГИЛ и Турция с Эрдоганом. Потому что если Асад уйдет, следующей мишенью будет Израиль. Асад не такой кровавый, он - открытый и интеллигентный. Асад не нападает на Израиль. Я думаю, что молчание израильтян - это поддержка. 

- Но ИГИЛ тоже молчит про Израиль..

- Всему свое время. Они не могут сейчас что-то говорить об этом по одной простой причине - Израиль лечит их раненых. Поэтому ИГИЛ сейчас молчит и не обостряет. Но потом разберутся. ИГИЛ намерен вернуть весь регион, весь мир в каменный век. 

Какова роль Ирана в Сирии, он вмешивается во внутренние дела? 

Иран - самый главный игрок и наш союзник после России. И я не исключаю, что есть негласная договоренность между Москвой, Дамаском и Тегераном о координации действий в случае начала наземной операции, которой Саудовская Аравия всегда угрожала и угрожает сейчас. Без Ирана не пойдет и политическое урегулирование. Гуманитарная помощь, топливо - все из России и Ирана. 

Если бы не Россия, Сирию вообще бы уже стерли с лица земли. Владимир Владимирович вовремя отправил войска. После того как поставили С-400, Эрдоган, Саудовская Аравия, США вообще не находят себе места. Поэтому у нас уже клянутся Путину. 

Доверие россиян вооруженным силам Российской Федерации - около 89 процентов. Доверие сирийцев вооруженным силам Российской Федерации - 100 с лишним процентов. Нашего ученика спросили: кем ты хочешь быть? Он ответил "русским летчиком, русским солдатом". Вот что значит помочь другу в беде. 

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал