Охлаждением в российско-турецких отношениях решил воспользоваться в своих интересах Киев. Видимо, согласно древнему изречению: "Враг моего врага — мой друг". Оттого и зачастили эмиссары Турции на территорию "великой европейской державы". На Украине был уже даже турецкий премьер Давутоглу.
Успехи, правда, пока не очень. Во всяком случае, с точки зрения "незалежных" украинских интересов. Оно-то, конечно, фразы "заключение зоны свободной торговли с Турцией" и "облегчение украинского туризма" звучат заманчиво. Особенно на фоне практически окончательного фиаско в евроаналоге вышеупомянутых "достижений интеграции" — что по торговле с ЕС, что по "безвизовому обмену".
Дело ж даже не в том, что еврочиновники не желают разрешить "прогрессивным украинцам" пересекать свои границы с разрешения рядовых пограничников — а не после предварительного одобрения консульских работников. А в том, что уровень жизни в Незалежной упал только по курсу нацвалюты в три с лишним раза. С учетом же поднявшихся цен на коммуналку, не оставляющих в кошельке граждан средств ни на что, кроме "хлеба насущного", — какие уж там "безвизовые поездки в Европу". Разве что если на билет для якобы туриста, а на самом деле, гастарбайтера, сложатся все его родственники.
Соответственно, и покупать европейские товары украинцам не за что — что стало жесточайшим разочарованием для евроэлит, под сладенькие обещания о "европерспективах для Киева" цинично планировавших получить еще один неплохой рынок сбыта для своей продукции, практически ничего не предоставив украинским производителям взамен.
Оно-то, конечно, турецкие тряпки и так на Украине будут покупать — своя ж легкая промышленность угроблена. Но чтобы турки получили от гипотетического соглашения о зоне свободной торговли с Киевом хоть какой-то серьезный "гешефт" — это вряд ли. С тем же успехом Анкара могла бы заключить подобное соглашение, скажем, с Сомали.
Ну, а рассчитывать на приток украинских туристов на пляжи Анталии, особенно после того, как их перестали посещать не только россияне после известного инцидента с "Су-24", но и немцы, после январского теракта — просто смешно. Да украинцы сейчас в Крым поехать отдыхать не могут — не из-за какого-то "квасного патриотизма", желания "насолить оккупантам" бойкотом крымских пляжей, а по той причине, что крымские российские цены для них слишком уж кусаются. Что уж там говорить о ценах турецких — с учетом того, что минимальная зарплата на Украине составила аж целых 50 долларов…
Видимо, именно поэтому "поощрительный кредит" Анкары для Киева и стал просто-таки оскорбительно небольшим — всего 50 миллионов долларов. Оно-то, конечно, у Турции ныне тоже своих проблем хватает — не до того, чтобы миллиарды направо и налево ссужать. Но, наверное, для серьезных партнеров и могли бы наскрести деньжат побольше.
Но зачем — если уже не только европейцы, но и американцы признали — давать украинским клептократам кредиты абсолютно бессмысленно. То, что обратно не отдадут — еще полбеды, так ведь большую часть все равно "раздерибанят" между "нужными людьми".
Впрочем, на фоне всей вышеописанной показухи отмечается и более реальная деталь. А именно — в киевской прессе заговорили о возможности продажи Турции украинских подземных газохранилищ.
Собственно, уже сам факт такой продажи — кому угодно — неопровержимо свидетельствует о том, что западные "патроны" Украины окончательно поставили на ней крест, как на серьезной стране-транзитере. И то правда — если уже второй год подряд "великая держава" униженно просит у ЕС кредиты (понятно, что безвозвратные) на топливо, которое надо закачивать в ПГХ, какой смысл иметь дело с таким партнером?
Куда проще через МВФ выдавить из Киева согласие на массовую приватизацию — включая и приватизацию газотранспортной системы. Чтобы она перешла из рук нищих "праевропейцев" в руки более серьезных и ответственных людей. Которые уже сами позаботятся о том, чтобы в подземных хранилищах было достаточно "амортизационных" объемов газа, должных компенсировать его недостаточную "свежую" выработку сибирскими месторождениями в холодные зимние месяцы.
Формально после того, как 16 февраля Верховная рада приняла весь необходимый пакет законов для начала указанной приватизации — препятствий для такого сценария нет. Вот только не окажется ли для Европы новая реальность в духе "хрен редьки не слаще"?
Конечно, с тем, что от приватизации ПГХ сразу отстранена Россия, европейцы согласятся с удовольствием. Они и так слегка "сдвинуты" на своем "Третьем энергопакете" (с его запретом владеть газопроводами компаниям-производителям).
Но вот то, что газохранилища могут перейти в руки Турции, а не какого-то европейского газотрейдера… Киев, конечно, для ЕС, как указывалось выше, тоже не сахар. Но он доселе выступал хотя бы как "нищий", пусть временами и довольно наглый. А Турция Эрдогана — это совсем другой "компот". Это уже геополитические претензии на возрождение Османской империи — и не просьба подаяний, а агрессивный шантаж евростолиц. Как, например, в случае с беженцами в духе: "Не дадите мне уже 10 миллиардов евро (вместо ранее обещанных Брюсселем трех) — открою границы и всю эту толпу к вам пущу".
Так не окажется ли при таком раскладе украинские газотранспортные сети в турецкой собственности поопаснее для европейского газопротребления, чем когда они находились в руках незалежных "попрошаек"?
А ведь при всем при этом не стоит забывать еще об одном факте — непреложном, как закон всемирного тяготения. Несмотря на всю пустую риторику Киева о "стране-агрессоре", ценность пока еще его газовой трубы определяется наличием в ней как раз российского газа. Без которого, что сама "труба", что прилагающиеся к ней хранилища — всего лишь куча ржавого металлолома и "пустой тары".
Впрочем, не исключено, что турецкая сторона как раз вполне осознает ситуацию, описанную абзацем выше. Недаром в той же украинской прессе появляются мнения насчет того, что купить то Анкара украинскую ГТС может, но не факт, что оставит ее себе. Ведь украинский новопринятый закон запрещает продавать "странам-агрессорам" имущество лишь в ходе первичной приватизации. А кому уж захочет новоиспеченный инвестор перепродать ржавый актив — это уже его личное дело.
Впрочем, чем закончится "сделка века" Турции и Украины по ГТС — покажет время. Ну уже сейчас ясно, что геополитическое значение союза разваливающейся на глазах "страны 404" и начавшей опасную игру в возрождение Османской империи Турции может представлять интерес разве что для юмористов…