Саакашвили - это бомба под Киев, а не под Одессу

Источник: фотоархив Pravda. Ru

О ситуации, сложившейся на Украине, будущем Минских соглашений и западне, в которую загнал себя Европейский союз, заигрывая с неадекватным киевским режимом, главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова побеседовала с президентом Центра стратегических коммуникаций Дмитрием Абзаловым.

Киев не собирается выполнять Минские соглашения

— Целый год участники минских переговоров ждали, когда, наконец, Украина начнет исполнять взятые на себя обязательства. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Почему?

Основная проблема заключается в том, что Киев изначально не был заинтересован в реализации Минских соглашений, они ему фактически были навязаны. Как, например, принимались изменения в переходную часть Конституции? Посольство США собрало всех депутатов и заставило их проголосовать, об этом факте сообщали все украинские СМИ.

А перед Киевом стоит еще целый ряд нерешенных проблем. Например, уже идет февраль, когда страна, по идее, должна провести выборы в ДНР и ЛНР. Но перед этим нужно еще внести изменения в Конституцию, зарегистрировать партии, зарегистрировать кандидатов, соблюсти установленные сроки агитации. Ничего этого не сделано. Очевидно, что в ближайший месяц выборов на Украине не будет.

ДНР и ЛНР Минские соглашения так или иначе исполняют. Но парадокс в том, что когда в них не заинтересована ни одна из сторон, нет легитимных способов заставить их это сделать. Поэтому сейчас, судя по всему, рассматриваются варианты, при которых можно было бы зафиксировать хотя бы частичные, "переходные" достижения. Например, продолжающийся обмен пленными и прекращение огня.

При том, что и пленных еще не всех обменяли, и огонь не совсем прекращен?

— Да. Дело в том, что к Минским соглашениям привязаны европейские антироссийские санкции — их пока продлили на полгода. Но ситуация тупиковая: Минские соглашения не выполняет Киев, зафиксировать их исполненными в нынешнем формате невозможно. Но европейский бизнес требует их отмены. Предстоят выборы в Германии, Франции, и если до этого времени санкции продолжатся, "полетит" Олланд вместе со своим протеже в лице премьер-министра Вайса — рейтинги Марин Ле Пен и Саркози растут с каждым месяцем. Через год будут парламентские выборы в Германии, а коалиция ХДС/ХСС трещит по швам.

Лидер ХСС, премьер-министр Баварии недавно приезжал в Российскую Федерацию, встречался с Путиным, а Бавария — самый мощный экономически развитый регион ФРГ.

Время работает против действующих политиков, им необходимо выйти на какой-то перспективный трек в отношениях с Россией. А поскольку все привязано к Минским соглашениям, их "успехи" надо каким-то образом начать фиксировать. Собственно, они уже пытаются что-то делать в этом направлении: то Байден говорит, что частично реализовано самое главное — обмен пленными, то ему вторит Керри.

На Украине все пытаются поставить галочку "Отработано" и поскорее задвинуть ее в долгий ящик. Это видно уже из нынешней политический повестки дня, в которой на первый план выходят Сирия, КНДР, Китай. Украина в этом списке на двадцать каком-то месте.

Саакашвили — это проблема для Европы

Возможно, поэтому и голландцы, которые ведут расследование гибели малазийского "Боинга", все громче высказывают возмущение действиями киевской стороны.

— На самом деле, это такой же разворот, как в истории с Грузией, только более продолжительный. В Грузии ситуация менялась быстро, здесь будет меняться долго. Сначала верх будут брать просто раздражающие факторы, потом придет общее понимание, появятся неизбежные вопросы: о трагедии в Одессе, оружии, коррупции, ситуации с кредитами МВФ, финансированием националистических батальонов.

Европа оказалась в непростой ситуации: Украина уподобилась чемодану без ручки. Европе его надо куда-то оттащить, а сил уже не хватает. Поэтому и звучат заявления, наподобие заявления главы МВФ Кристин Лагард, что сто сорок миллиардов для Украины могут и не найтись. На самом деле, никто не хочет финансировать Украину, но и бросить ее не с руки. Евросоюзу надо сохранить "лицо": ведь это он предложил ей ассоциацию. Только что это за ассоциация такая, если уровень жизни в стране упал в четыре раза, часть населения уехала из страны, а экономика к европейским стандартам и близко не подобралась?

Еще одна проблема для Европы — Саакашвили. Поначалу полагали, что идея поставить Саакашвили в Одессу — это просто "шпилька" Москве. А по факту оказалось, что это большая-большая пороховая бочка, и закатили ее под всю Украину.

Саакашвили умудрился публично рассориться со всеми: с Коломойским у него уже идет реальная война, с Яценюком, министрам, депутатами Рады, — со всеми. И нанес тем самым такой удар по имиджу Украины в глазах Европейского союза, какой не идет в сравнение ни с одной военной операцией.

Второй момент, связанный с Саакашвили, заключается в том, что Европа уже не воспринимает его лидера-объединителя. Европейцам непонятна постоянная игра, которую ведут между собой украинские олигархические кланы, и какая роль в ней отводится Порошенко. Но при этом видят, что без помощи извне он не в состоянии провести в жизнь ни одного непопулярного решения. Как и то, что люди на Украине, образно говоря, начинают уставать каждый раз вставать по стойке смирно и голосовать по знаку американского посла — это, мягко говоря, не повышает самооценку.

— Поэтому Порошенко пугал участников мюнхенской встречи девятью тысячами российских военных, которые сейчас окопались на Донбассе?

Украина, повторюсь, для мира находится на периферии. И задача Порошенко - вновь вернуть интерес к ней. А это не сделать, если постоянно не подпитывать в обществе ощущение противостояния, внешней угрозы. Это еще и форма зарабатывания денег: на бюджет закупается вооружение, которое никогда не пригодится, тем более в войне с ядерной державой.

Плюс ко всему, когда появляется ощущение угрозы, вопросы, связанные с экономикой, политикой Украины отходят для Европейского союза и МВФ на второй план. И тогда можно не утруждать себя объяснениями, зачем вы берете миллиарды МВФ, убираете перекрестное субсидирование, сокращаете пенсии. А когда военной "составляющей" нет, невозможно объяснить простым смертным, зачем ты исправно исполняешь чьи-то требования, которые гробят твою страну и ее экономику.

И каков ваш прогноз на будущее?

— Думаю, что промежуточные достижения в части исполнения Минских соглашений все-таки начнут фиксировать. Европейские страны постепенно начнут стабилизировать отношения с Москвой. Американские санкции, напомню, принимались на год, и до конца 2016-го года, а может и до президентских выборов, их трогать не будут.

А вот санкции европейские вполне возможно пересмотрят уже нынешним летом, когда выйдет срок действующих сейчас. Ситуация на Украине будет "заморожена", как в случае с Грузией. Украина потеряет оставшийся промышленный потенциал, продолжится исход ее населения: сорок миллионов жителей она уже не прокормит.

Восстановительный период просматривается в долгосрочной перспективе, лет через пятнадцать. Хотя начаться он может и лет через пять, но для этого необходимо обеспечить финансирование стратегических отраслей, а Западу это не нужно. Вероятным драйвером может просматриваться сельское хозяйство: на фоне слабой гривны отрасль выглядит перспективной.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала