Украина отмечает двухлетие Майдана очень бурно. В списке "мероприятий" и погромы, и так называемые "вече". При этом у народа Украины начался процесс прозрения. "Нынешняя банда у власти — это не то что бесхребетная "банда Януковича". Эти не побегут из страны, а расстреляют в упор", — рассказывает в интервью Pravda.Ru главный редактор портала "Украина одной строкой" Елена Бойко.
— Я бы хотела узнать вашу точку зрения на то, как Украина отметила вторую годовщину начала событий на Майдане.
- Буквально дней десять назад генеральный прокурор, а вслед за ним и президент Порошенко публично показали какие-то железяки и объявили их оружием, из которого осуществлялся расстрел на Майдане. Честно говоря, я не специалист в области оружия, но даже мне интересно, на какой свалке они все это набрали.
Мне, львовянке, доподлинно известно, что 19 февраля в "ночь гнева" во Львове молодчики-неонацисты разгромили семь райотделов милиции, украли оттуда все оружие, разнесли два суда, прокуратуру, даже пытались там поджечь СБУ.
Тогда (эти данные можно найти в интернете) пропало около 1300 единиц стрелкового оружия: автоматов, пистолетов. И в ту же ночь эти молодчики на автобусах выехали на Майдан. В общем, всем понятно, откуда в Киеве появилось оружие. Все в прямом эфире по телевизору видели, как одиозный депутат Пашинский вытаскивал снайперскую винтовку из собственной машины. И удивительно, что генпрокуратура Украины, имея видеозаписи, не сподобилась до сих пор никого найти.
Что касается нынешнего празднования, то оно удалось. Началось с того, что в Киев съехались все, кто только мог: и сторонники, и противники того, что наскакали и навыбирали. В разных районах города одновременно одни кричали и "Банду геть!", указывая пальцами на портреты Яценюка, Порошенко, членов кабмина, и молились на те же портреты с криками и "Героям слава!" В общем, все у них смешалось, за два года так и не разобрались, кто герои, а кто бандиты.
Перед этим, в начале февраля, в разных регионах Украины прошли так называемые "вичи", на которые собрались "герои" АТО — люди, по ранению или другим причинам окончательно вернувшиеся из зоны боевых действий. В основном, из добровольческих батальонов, кому президент Порошенко лично пообещал тысячу долларов в день, бесплатные земельные участки и квартиры.
Обещал многое, но ничего же не выполнил. Люди возмущаются. Больше всего потому, что участники добровольческих батальонов даже спустя два года так не оказались в правовом поле Украины, потому что, в отличие от вооруженных сил, которые подчиняются министерству обороны, добровольческие батальоны — а фактически ОПГ — номинально никому не подчиняются.
Это люди, экипировавшиеся за свой счет — каски, маски, бронежилеты, оружие им или таты с мамами купили, или сами сподобились, или в зоне боевых действий у кого-то отжали, украли или сняли с погибших.
Возвращаясь из зоны АТО, такие люди массово уходят в откровенный разбой. Достаточно посмотреть ленту новостей, и станет понятно: "ветераны" совершают преступления и в Запорожье, и в Николаеве, и в Одессе, и во Львове. Странные люди с оружием в руках нападают на заправки, громят банки, терроризируют обывателей. И вот сейчас, ко второй годовщине Майдана, наконец, выяснилось, что те из них, кто оказался за решеткой, вовсе не уголовники, а "политические заключенные".
А Порошенко, которого два года назад избрали во власть абсолютным большинством голосов, — бандит, который репрессирует героев, родину защищавших. И те, кто защищал Родину, а потом "по пути" ограбили какой-то банк, никакие не уголовники, а политзаключенные. Из всего этого, правда, можно сделать один приятный вывод: "герои Майдана" наконец-то публично признали, что на Украине все-таки присутствуют политические репрессии.
Порадовала Татьяна Черновол — бывшая моя коллега- журналистка, а ныне депутат Верховной рады. Она, конечно, дама одиозная, в ней присутствует какая-то неистребимая страсть во что-нибудь влезть, поскакать. На днях тут она "зажгла" по новой. У нее хорошие отношения с уже упоминавшимся депутатом Пашинским. На днях на одном из протестных митингов припарковали машину, на которой был портрет Пашинского в зековской шапчонке, а через громкоговоритель перечисляли его "подвиги".
Таня умудрилась через багажник залезть в машину и, пользуясь депутатской неприкосновенностью, просидела в ней целый день. Полиция вытащить ее оттуда не могла ни уговорами, ни хитростью — все -таки депутатская неприкосновенность. А Таня из машины не вылезала, огрызалась, хамила.
А перед этим Таня сходила на так называемый "кредитный Майдан". Ночью, с баллончиком краски. И занималась тем, что пририсовывала рога и усы портретам каких-то деятелей. Другими словами, народные депутаты Украины веселятся по-взрослому. Та же депутат Королевская, женщина с солидным парламентским опытом работы, во время голосования за отставку Яценюка взяла и почему-то "перепутала" кнопки.
А еще в Киеве и других городах проходят митинги в защиту полицейского, который в упор расстрелял человека в стоящей машине.
— Говорят, человек, который сидел в машине, не подчинился приказам и так далее…
- Дело в том, что он был вдрызг пьяный и дремал. Так что подчиниться приказу он не мог по определению, как и оказать сопротивление. Честно говоря, я не знаю ни одной страны, в которой действовал бы закон, регламентирующий действия полицейских в случае, если в машине находится "тело", которое в ответ на требование встать не в состоянии это сделать.
Возможно, "тело" это нужно вытащить из машины, надеть на него наручники, доставить в отделение. Но чтобы стрелять на поражение через лобовое стекло только за то, что человек настолько пьян, что не может встать — таких законов я не знаю. Прежде, производя задержание, правоохранители стреляли по колесам. А сейчас стреляют по окнам: машина после задержания стала похожа на решето. К сожалению, я пока не могу точно сказать, кто конкретно на Украине сейчас отдает приказы, чтобы задержание автотранспорта осуществлялось путем его расстрела.
— Получается, что единственным итогом двухлетнего пребывания у власти нового правительства, стало то, что в стране сейчас разрешено все — и убивать, и грабить?
- Судя по всему, так оно и есть на самом деле. Какие на этот счет законы можно было бы считать действующими, я не знаю. Зато очевидно, что действует закон о запрете публично призывать к свержению власти. И даже за попытку "призвать" к этому, за публикации в соцсетях, в которых власть видит для себя угрозу.
Человека на Украине сегодня могут арестовать и привлечь на срок до 12 лет, если он, к примеру, напишет, что банду геть. А те, которые "бандугетькают" на площадях, пока что это делают безнаказанно.
— Вы думаете, что в стране последуют все-таки выступления?
- Рано или поздно это обязательно произойдет. И тогда все увидят, что нынешняя банда — это не то что бесхребетная "банда Януковича". Эти не побегут из страны, а расстреляют в упор. Выведут на улицы ОМОН, армию, и те не будут церемониться с новыми "протестувальниками". И никому ничего за это не будет, потому что закона в стране нет.
Татары в Херсонщине "подгрызают" столбы, выводят не чью-нибудь, а украинскую энергосистему, и им за это хоть бы что! А то, что почти на месяц жители Херсонской области остались без электроснабжения, никого не колышет — главное, чтобы Россию прищучить!
А чего стоят разные блокады — грузовые, транспортные, еще какие-то? Этим Украина только выставляет себя всей Европе как партнера, с которым лучше вообще дел не иметь. Кому пришло в голову так портить свой имидж в глазах у своих же хозяев?
— Чем вы объясните такое глупое поведение властей? С их желанием навредить России все понятно. Но недавно даже Джефри Пайетт, американский посол на Украине, сказал, что украинская элита чересчур переоценивает собственное влияние на Европу и мировое сообщество в целом. Почему украинские политики стали такими недальновидными?
— Потому что, в первую очередь, украинские политики, которые сегодня принимают решения, не политики, а, как метко подметил Яценюк, "камикадзе". Тот же Порошенко: грамотный топ-менеджер, успешный бизнесмен, шоколадный "король", торгаш, олигарх, наконец. Но никак не человек, который в состоянии решать судьбы целой страны.
Но даже не в этом дело. А в том, что активное население Украины сегодня практически неуправляемо. Народный депутат из президентского блока может себе позволить вытворять такое, что ставит под угрозу и экономику, и имидж всей страны, и ему ничего за это не делают. И уж если даже депутаты неуправляемы в рамках одной партийной фракции, то что говорить о простых людях? Они же видят собственными глазами, что законы в стране не действуют, в крайнем случае, всегда можно будет откупиться.
— Вы не преувеличиваете масштабы этого "пофигизма"? Я время от времени тоже читаю украинские новости. Из них может сложиться впечатление, что жители Украины, как один, мобилизованы дать отпор России, которая уже завтра начнет наступление, правда, если доживет до этого, потому что жить ей осталось от силы пять минут….
- Это сегодня действительно самые читаемые новости на Украине. Я сама поражаюсь: неужели люди в украинских деревнях и селах на самом деле верят во всю эту пропагандистскую шелуху? Но, к сожалению, дела обстоят именно таким образом. Я — украинский журналист, у меня нормальный украинский ресурс, есть свои корреспонденты в каждом областном центре, в маленьких райцентрах, селах, начиная от Закарпатья и заканчивая восточной Украиной и Донбассом.
Время от времени я прошу их что-то промониторить, провести небольшие соцопросы, и понимаю, что дела обстоят еще хуже. Люди сегодня не просто верят неправде, они не желают слышать правду. Потому что в этом случае им придется признать себя идиотами, а это очень обидно.
Люди-то вышли на Майдан, поддерживали Майдан, кто-то даже дал денежку на Майдан, потому что все хотели, чтобы было лучше. А получилось, что вместо Януковича-"бандюковича", которого, по сути, можно назвать разве что хулиганом, за то, что в молодости что-то по мелочи украл и сел за это в тюрьму, к власти пришли реальные бандиты-душегубы, которые отдают приказы убивать.
— И тем не менее, в январе в Киеве прошла демонстрация в поддержку связей с Россией. Организовала ее Наталья Ветренко, и приурочена она была к годовщине Переяславской Рады. Почему же власти разрешили ее?
- Наталья Ветренко человек достаточно известный, с хорошими связями. И потом, называет она себя и своих сторонников не коммунистами, а прогрессивными социалистами. Прогрессивная социалистическая партия — это такой новообразовавшийся левый блок.
Я лично знаю Наталью Михайловну — это женщина отчаянная, даже безбашенная, причем настолько, что даже нынешняя власть понимает: запрещать Ветренко что-то проводить себе дороже. Она человек храбрый, очень принципиальный и что мне нравится, не меняющий собственную позицию. В отличие от руководителей других левых партий, которые, на самом деле, сотрудничают с майданной властью. Прогрессивные социалисты и лично Ветренко — это сегодня образец принципиальности.
Еще пару дней назад в Киеве люди собрались и на митинг в память Владимира Щербицкого, бывшего руководителя ЦК Компартии Украины. И их жестоко избили. Собрались пожилые люди почтить память человека, который имеет прямое отношение к созданию по-настоящему независимой Украины.
Странно, что те, кто сейчас утверждают, что они настоящие патриоты, либо не знают украинской истории, либо умышленно ее искажают. А ведь началось все с того, что "кровавый" Ленин и "кровавый" Сталин взяли и присоединили к Украине часть Галичины, часть Бессарабии, часть России — Донецко-Криворожскую Республику.
То, что они назвали "Украинской Советской Социалистической Республикой", на самом деле, искусственно созданный микст, надерганный из некогда чужих территорий. И тот же Щербицкий сделал очень многое для развития украинской промышленности, для того, чтобы в составе СССР республика стала одной из самых могущественных, финансово независимых и развитых. А теперешние патриоты плюют на его могилу. У меня нет слов. Люди, которые не знают своей истории, не знают своих корней, вообще не соображают, зачем все делают, это настоящие манкурты.
— И все-таки я бы не согласилась бы с вами, что на Украине идет повальное оболванивание. Многие, наверное, понимают, что к чему, но им страшно выражать свою точку зрения. Думаю, пройдет еще время, может быть, несколько выборных кампаний, и эта власть по-тихому уйдет.
— По-тихому и "когда-нибудь" эта власть не уйдет, уйдет она достаточно быстро и в результате очередного переворота. Потому что у корыта перебывали еще не все бандиты. А что касается населения, то оно изначально было примерно 50 на 50 — об этом свидетельствовали результаты всех выборов президентов Украины. Так было все 25 лет, всегда одна половина страны не признавала тех, кого выбрала вторая половина.
Но результаты Майдана меня просто поражают. Даже если согласиться с тем, что на Майдане были 50 тысяч человек, больше на нем просто не поместилось бы, и по всем городам таких было еще столько же, и принять во внимание, что население Украины на тот момент составляло около 42 миллионов человек, то это капля в море. Да пусть бы хоть миллион два года назад прыгал! Получается, что этот миллион навязал остальным 41 миллиону свою волю, свое мировоззрение и прибрал к рукам власть.
Сейчас у людей наступает прозрение, и наступает оно очень динамично, даже на Западной Украине. Ее жители быстрее всех мчались в Киев, выше всех на Майдане прыгали, первыми в составе добровольческих батальонов двинулись на Донбасс, первыми там помародерничали, нагнав к себе целые контейнеры всякого добра. Но зато их больше всего и погибало, и пропало без вести.
Теперь западенцы активнее других уклоняются от призыва, прячутся в карпатских лесах. Люди многое поняли, число тех, кто доверяет правительству, сейчас смешное, около 12 процентов, да и то я думаю, что цифра эта завышенная. Другое дело, что у людей нет понимания того, кого конкретно стоило бы привести к власти.
И на этом фоне в большем фаворе праворадикальные настроения. Это вполне может оказаться и Ляшко, и Ярош. На самом деле, там полный ассортимент подонков и предателей, из которых можно сформировать не одно правительство. Но, в конечном итоге, пока это решает Америка.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала