Трамп против американского истеблишмента. Чья возьмет?

Источник: фотоархив Pravda. Ru

В ноябре этого года в США пройдут очередные президентские выборы. Какие прогнозы можно сделать уже сейчас? Какой кандидат наиболее приемлем для России? Какова будет политическая судьба Дональда Трампа? На эти вопросы Pravda. Ru отвечает президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский.

Очень интересные выборы

— В чем особенность этих выборов в США?

— Главная особенность в том, что кандидат, который лидирует от Республиканской партии, не является представителем так называемого истеблишмента, руководства партии, которое в значительной степени и определяет, кто будет номинантом. А у руководства — достаточно финансовых средств, влияния в прессе и в обществе, поэтому без поддержки истеблишмента выиграть выборы очень трудно. Дональд Трамп вообще наиболее интересная кандидатура.

С Демократической партией более-менее все понятно, там есть вариант, что Берни Сандерс одержит какие-то успехи на начальной стадии, но никто не сомневается, что именно Хиллари будет номинантом от Демократической партии, если только не случится совершенно чего-то из ряда вон выходящее. За ней есть всякие грехи, и ФБР сейчас рассматривает возможность возбуждения против нее уголовного дела за использование частного сервера для передачи секретных данных, но маловероятно, что это произойдет. Скорее всего, это сойдет на нет, и от демократов будет Хиллари Клинтон.

Вся интрига — в кандидате от республиканцев. Необычно, что впереди с большим отрывом идет такой кандидат. В общенациональном рейтинге Трамп уверенно лидирует, хотя истеблишмент делает все возможное, чтобы не допустить его номинации. Вот это и есть главная интрига этих выборов.

Нельзя предсказать, что произойдет, но он идет впереди всех остальных кандидатов, несмотря на незначительное поражение в Айове, это — несомненно. Победу Трампа предрекают все опросы общественного мнения.

Выборщики в США

— Американские выборы демократичны? Ведь голосование не прямое, а коллегия выборщиков голосует. Нельзя подкупить этих выборщиков?

— По поводу демократии можно поговорить отдельно, а подкуп — это другое. Конечно, все может быть, и коррупция есть везде, в том числе и в США, но на данном этапе, поскольку это все очень публично, то подкупить — это не тот термин, который там можно применять.

Каждая партия сама устанавливает себе правила, но в любом случае, для того, чтобы быть номинированным, нужно получить минимум половину голосов всех этих самых выборщиков и плюс один.

Но после 15 марта правила меняются. Тот, кто выиграет в каком-то штате, например, Калифорнии (а там много выборщиков — больше сотни), даже с перевесом в один голос, он получает все 150-160 голосов. Вот такие правила. Можно их критиковать, говорить, что недемократично, но так пошла история. Америка относительно молодая страна, и она отстаивает местные традиции, и такие традиции выборов закреплены в Конституции.

Может быть изменен немножко порядок выборов, но в целом идея выборщиков закреплена. Причина в том, что у маленьких штатов должно быть тоже право голосовать, влиять на эти выборы. И эта система выборщиков позволяет даже маленьким штатам играть какую-то роль, иначе все бы решала Калифорния, Нью-Йорк и еще несколько больших штатов.

Наверное, когда-нибудь это поменяется, потому что это все критикуют, сами американцы критикуют, говорят, что эта система несправедливая, недемократичная. Но пока она действует.

Сейчас на съезде партий будет констатация, кто набрал сколько голосов. Если никто не наберет хотя бы на один больше половины, тогда уже начинаются всякие закулисные переговоры, перетягивание канатов, уговоры, интриги. И еще добавляется к этому следующая вещь: помимо кандидатов, которые голосуют в праймериз, есть еще суперделегаты, которым дается это право если не от Бога, то в Конституции.

Все члены конгресса — суперделегаты, и они могут голосовать за кого угодно, независимо от праймериз, ни от чего. Дальше — сенаторы, причем не только федерального уровня, но и штатного уровня. Уже набирается довольно большое количество таких суперделегатов. Плюс губернаторы, вице-губернаторы, то есть, понимаете. Получается такой огромный блок, от которого практически все и зависит. Вот такая вот штука, это — традиция, наверное, это не самая идеальная, но она такая, какая она есть.

Большинство этих суперделегатов, конечно, истеблишмент. Они не могут стать диссидентами, потому что чтобы стать конгрессменом или сенатором, тоже нельзя без поддержки своей партии, поэтому очень редко кто осмелиться голосовать и отдать голос тому, против кого руководство. Поэтому Трампу, чтобы выиграть, нужно набрать вот эти 1236 голосов, и тогда ему ничто не помешает.

Каким президентом будет Дональд Трамп

— Вы сказали, что будете голосовать за Трампа. Но ваш голос на что-то влияет?

— Мой голос, честно говоря, кроме моральной поддержки, ничего не решает. Я живу в штате Вашингтон, а он традиционно голосует за демократов, и у нас — всего три делегата. Так получилось, что столица США ничего не решает. Опять же это исторически сложилось.

— Понимают ли республиканцы, что Тед Круз наверняка проиграет Хиллари Клинтон, и только Трамп способен ее победить?

— Это меня тоже интересует. Общественное мнение, конечно, учитывается, идут опросы: Хиллари против Круза, Трампа и так далее. И почти всегда Хиллари Клинтон побеждает. Правда, в какой-то момент у нее дела пошли неважно, ее рейтинг пошел вниз из-за скандалов.

— Каким, на ваш взгляд, президентом был бы Трамп? Что он будет делать для Америки, как бы относился к России?

— Политикам, конечно, верить нельзя. Они могут обещать все что угодно — благоденствие, рай на земле. Потом, как только они выигрывают, кое-какие обещания они выполнят, но никогда не может быть такого, чтобы все. Обама, например, обещал закончить все американские войны… Именно это и помогло ему, потому что американцы устали от войны. Это не только гибель своих солдат, а еще и огромные расходы.

Войны в Ираке и Афганистане, по разным оценкам, потребовали от 3 до 4 триллионов долларов, и это еще не все, поскольку раненых надо лечить, это — еще триллион. И другие сопутствующие, непрямые расходы. В конце концов, эти войны всем уже надоели, мягко говоря. Теперь мы видим, что он не только не закончил, он добавил еще войны в Ливии, Сирии, Йемене, в которой Америка активно не участвует, но она ее благословляет. То есть — количество войн даже не уменьшилось, а возросло.

Трамп обещает, что он найдет с Россией и Путиным общий язык, что он видит в Путине партнера для борьбы с терроризмом. В любом понимании, главный враг Америки — это международный терроризм, и поэтому он считает, что как бы он не относился лично к Путину и процессам, которые происходят в России, он как деловой человек с Россией и с Путиным договорится. Это привело к колоссальной против него кампании.

Потому что остальные кандидаты как раз выступали, что Россия — это враг, некоторые говорили №1, некоторые — №2, но точно один из главных врагов. Многие себя били в грудь и говорили, что только выберите меня — я Путину покажу. И тем самым старались набрать какие-то очки. Но как ни странно, это для них не работало, а Трамп, хотя на него стали вешать всех собак, стал набирать популярность.

Тут еще во время выступления Путина в Москве какой-то из корреспондентов спросил, как вы относитесь к Трампу. Он сказал довольно нейтральную фразу: талантливый человек, и добавил, что для нас это неважно, кого бы американский народ не выбрал, мы с ним будем работать. Казалось бы, абсолютно нейтральное заявление, тем не менее началась буря. — Ага! Это — путинский ставленник! Это — путинский лизоблюд, и так далее.

Пошумели-пошумели, но опять же это не сработало. Трамп по-прежнему в общенациональных рейтингах идет впереди, причем с большим отрывом. Последний отрыв был 10 пунктов, и это — очень серьезно.

Мне лично симпатично в Трампе, что он, в отличие от других политиков, которые только говорят, что-то делает. Бизнесмены все-таки стараются слово держать. Он создал свой бизнес, причем прошел через разные ступени. Он совершенно не зависит от финансовых вложений того же самого истеблишмента. И раз он сказал, что он с Россией договорится, я ему верю.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала