Латгалия обезлюдела. Латвия продолжает геноцид

Фотоархив Pravda.Ru

Давно известно о дискриминации национальных меньшинств в новых прибалтийских государствах. Самые маленькие советские республики, хотя сами просившиеся в СССР, а затем освобожденные Красной армией от немецко-фашистских захватчиков и получившие части своих нынешних территорий по решению руководства СССР, став независимыми, обвинили СССР в оккупации, а виновными назначили русских и лиц других нетитульных национальностей.

Латвия, Эстония и Литва стали под крылом США и НАТО фактически фашистскими государствами, но западные правозащитники этого упорно не замечают, и ЕС позволяет явную дискриминацию на своей территории. Как и что происходит сейчас в Латвии и ее части Латгалии, Pravda.Ru рассказал Владимир Линдерман, председатель партии "За родной язык".

— Вы постоянно говорите и пишете, что в Латгалии есть дискриминация. Расскажите нашим читателям, где и в чем это особенно сильно и явно проявляется? Какие есть конкретные примеры?

— Не только в Латгалии, а в Латвии в целом есть дискриминация русского и всего русскоговорящего населения. Это проявляется по многим направлениям. По вопросам гражданства, например, то есть значительная часть русских лишена гражданства. Это проявляется в вопросах языка. Несмотря на то, что русские составляют более трети населения республики, русский язык не обладает никаким официальным статусом и считается иностранным. И третий важный момент — это дискриминация образования, когда русская школа постепенно переводится на латышский язык обучения. Вот это все в целом, я считаю факторами дискриминации.

В Латгалии все то же самое, но эти проблемы стоят еще более остро, потому что там концентрация русского населения довольно велика. На референдуме больше половины населения этого региона голосовали за русский язык.

А когда решался вопрос о вступлении в Европейский союз, большая часть населения региона голосовала против ЕС. У этого региона — своя политическая позиция по отношению ко всем процессам, и за это его дискриминируют.

Кроме того, есть еще проблема латгалов как отдельного этноса. Их язык латвийские власти вообще не признают за язык, считают его диалектом. Дискриминация в целом распространяется на всех лиц нетитульной нации Латвии, и есть еще дополнительно дискриминация по отношению к Латгалии.

— Вы ставили вопрос об автономии Латгалии?

— Да, не об отделении, а именно об автономии в составе Латвии. Лично я, вместе со своими товарищами, его и ставил. Мы формулировали автономию как культурно-хозяйственную, то есть распространяющуюся главным образом на сферу языка и определенные элементы хозяйственной самостоятельности, потому что через Латгалию идет весь транзит из России и в Россию.

Понятно, что сейчас, в условиях санкций и ответных мер, транзит сильно упал. Но раньше он то был важнейшим источником поступления средств в бюджет страны, из которого Латгалия практически ничего не получала.

Мы сформулировали вопрос об автономии в ноябре-декабре 12-го года. Сразу же было заведено против нас, моих товарищей, Гирса и Осипова, уголовное дело именно за это. То есть вопрос об автономии внутри, в рамках латвийского государства, ставился. Но власти к этому относятся крайне негативно.

— Возможен ли такой сценарий в принципе?

— В принципе, сейчас, при таком уровне обострений отношений между странами НАТО и Россией, возможны любые сценарии. Хотя я лично не считаю, что сценарий нападения России на Латвию, который показали в телешоу, тоже возможен. Нет ни единого факта, доказывающего, что у России есть планы по захвату Латгалии. Фактов-то нет. Это все создается и внушается людям западными средствами массовой информации. Нагнетание атмосферы враждебности, антироссийская пропаганда уже два года идут.

Это началось сразу после того, как Крым вернулся в Россию. Пошла эта кампания о том, что якобы у России теперь следующий этап — присоединение Латгалии к России. И эта кампания довольно интенсивно ведется уже почти два года. И это телешоу ВВС, в этом смысле, не новость, а очередной этап. Сюда приезжали корреспонденты ведущих западных изданий. Я тоже давал интервью, в том числе New York Times. Были французы, поляки и другие. Все они интересовались этой темой. То есть они явно старались еще больше раскрутить этом миф. Это у них такая установка.

С одной стороны, есть действительно реальное недовольство жителей Латгалии своим положением в составе Латвии, положением падчерицы, как у нас принято говорить. Считается, что Латвия состоит из нескольких регионов-сестер, а Латгалия считается падчерицей, неродной дочерью. Это недовольство проявляется постоянно. Это правда. А вот то, что Россия пытается присоединить Латгалию, — это чисто политический вымысел. Фактов нет — только голословные обвинения.

— Вы сказали, что уже два года длится эта истерия? Почему авторы реалити-шоу нашлись в Великобритании?

— Вообще, британские СМИ проявляли наибольшую активность. Среди корреспондентов, которые приезжали, британцев было больше, чем остальных. Почему именно Британия, я не могу сказать. А что идет такая активность, в принципе, понятно.

Европейцы поддерживали эту идею и американцы, но британских журналистов было больше. И все британские газеты писали про вероятность российской агрессии в связи с латгальским вопросом. Это, наверное, изначально и появилось в британских СМИ. Первые публикации были около двух лет назад были в британских СМИ. Они сразу подсели на эту тему, поэтому логично вполне, что телешоу у них появилось.

— Какой вывод должны сделать жители Латгалии после телешоу и всей этой пропаганды? Возможны ли протесты?

— Жители Латгалии уже давно сделали вывод, что они в Латвии не свои, на положении пасынков и падчериц. Многие жители Латгалии поехали добровольцами на Донбасс, сражаться за донбасские республики. Молодежь, люди среднего возраста уже давно уехали работать на Запад.

Латгалия, в принципе, обезлюдела. Не осталось костяка, чтобы были какие-то массовые социальные протесты начались. Элементарно, людей активного возраста недостаточно. Остались пенсионеры, дети и т.д. Я думаю, что просто продолжится процесс эмиграции. Как это ни смешно, в основном едут в ту же Великобританию.

То есть люди голосуют таким образом, потому что и в экономическом плане во всей Латвии, мягко говоря, не блеск. Но в Латгалии все особенно депрессивно. Люди видят и на себе чувствуют, что идет дискриминация региона со стороны латвийских властей, а тут еще пошли такие фильмы с угрозой ядерного конфликта.

Я думаю, что это может вызывать только одну реакцию — дальнейший отъезд людей на поиск заработка, более сытой и безопасной жизни. Пока, по крайней мере, в Латгалии происходит именно это. Я бы предпочел, конечно, чтобы была какая-то большая социальная активность внутри страны, но люди есть люди, им надо кормить свои семьи, своих детей.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала