Поедет ли президент Владимир Путин на Мюнхенскую конференцию? И если поедет, что там скажет? Почему Кельнская ночь - это проявление европейского расизма, а Украина решила отправить поезд в Казахстан…морем? Эти и другие темы обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и публицист, политический консультант Анатолий Вассерман.
— Рады вас видеть! Обычно мы обсуждаем итоги прошедшей недели, но вам я предлагаю другой формат. Давайте поговорим о будущем.
— Свой последний телекомментарий я закончил так: "Несколько месяцев назад Обама назвал три главные угрозы миру. Это Российская Федерация, лихорадка Эбола и террористическая группировка, назвавшая себя "Исламским государством". На этот момент Россия уже уничтожила добрую половину боевых возможностей этой организации и официально зарегистрировала в ВОЗ эффективную вакцину от лихорадки Эбола. Так что прошу открытым текстом президента Обаму: "Укажите нам новые мишени!".
— Сейчас идет обсуждение предстоящей Мюнхенской конференции. И сразу в памяти возникает памятная речь президента России в 2007 году, которая буквально шокировала Запад.
- Она тогда настолько травмировала Запад, что недавно представители газеты Bild, которые брали у Владимира Владимировича интервью, даже поинтересовались, есть ли надежда на возвращение того Путина, который был до Мюнхена.
Сложно прогнозировать, поедет Путин на нынешнюю конференцию или не поедет, поскольку всегда может стрястись что-нибудь непредвиденное. Скажем, Ангела Меркель сейчас отказалась от поездки в Давос в связи со вспышкой сексуальных преследований в Кельне. И у нас, не дай Бог, тоже может стрястись какое-то непредвиденное событие, требующее прямого участия главы государства.
Но если все будет спокойно, то, конечно же, Владимир Владимирович в Мюнхен поедет: он, насколько я могу судить, пользуется любой возможностью, чтобы довести до западного общественного мнения то положение дел, которое от него стараются скрыть западные политики.
Но если в Мюнхен он все-таки отправится, предсказать в общих чертах содержание его выступления не сложно. Он будет развивать примерно те же темы, которые были в его выступлении на юбилейной сессии Генеральной ассамблеи ООН. Он будет говорить об угрозах миру, которым можно противостоять только совместно. И будет настаивать на том, что раскол, вносимый в Старый Cвет усилиями Cвета Нового, опасен и для него самого, а уж для Старого может оказаться вовсе смертельным.
- Старый Cвет, как считают некие эксперты, уже находится в смертельной опасности: шок от Кельнской ночи привел к резкому росту антимигрантских настроений, постоянно идут демонстрации, их участников разгоняют чуть ли не водометами. Выкрутится ли Европа из этой ситуации, или все может кончиться плохо уже сейчас?
— Многие аналитики отмечают еще и то, что, как ни странно, события Кельнской ночи — это еще и проявление европейского расизма. Дело в том, что приезжим позволили делать то, что заведомо не позволили бы своим гражданам — именно потому, что не считают их равными себе. Плюс это или минусы уже неважно. Неважно, потакаете ли вы капризами ребенка или, наоборот, цыкаете на него на каждом шагу, важно, что вы не считаете ребенка равным себе.
— А как поступать, чтобы считать ребенка равным себе?
— Надо было поступать точно так же, как поступают в подобных случаях со своими хулиганами. Что, у кельнской полиции нет опыта борьбы, допустим, с толпами футбольных фанатов, своих и приезжих? Что, нет у них опыта борьбы с демонстрантами? Точно также надо было действовать и в данном случае.
— Недавно, вспоминая события во Франции, когда полиция жестко разгоняла французских студентов, а бесчинствовавших на улицах мигрантов практически не трогала, один из экспертов вспомнил объяснение, которое тогда всему этому дала тамошнаяя полиция: "Студенты — единоличники, каждый сам по себе, А мигранты — они едины. И поэтому связываться с ними просто опасно".
- Положим, и студенты могут объединяться, полиция Франции об этом знает не понаслышке.
Что же касается того, что мигранты все заодно, то есть множество способов борьбы с организациями. В конце концов, более крупной организации, чем государство, просто нет. Даже транснациональные корпорации не в состоянии бороться один на один с государством и выполняют любые местные законы и предписания.
И если государство не борется с какой-то явно враждебной ему организацией, это означает, что оно многократно ослаблено. В случае с Европой оно ослаблено лозунгами толерантности и мультикультурализма. Что означает, во-первых, что любые проявления самобытности одинаково ценны, даже те, чей вред очевиден.
И второе: нельзя сопротивляться ничему чуждому. Подобные лозунги могут разрушить любое общество, а не только государство, поскольку государство — это всего лишь инструмент, создаваемый обществом для решения своих задач. И то, что государство не смогло своевременно принять жесткие меры, показывает, что оно отравлено вот этой злонамеренной ложью.
В том же Кельне основные силы полиции ушли на то, чтобы защитить участников антиэмигрантских демонстраций от толп либералов. Причем, судя по публикациям очевидцев, скажем, русских, живущих в Кельне, эти либералы вели себя несравненно агрессивнее мигрантов. В общем, нынешний либерализм все больше начинает напоминать тоталитарную секту, предназначенную для того, чтобы под лозунгами свободы личности уничтожать общество.
— Но кто-то должен стоять за тоталитарной сектой, финансировать ее, вдохновлять?
- Думаю, что финансируют лишь небольшую часть этой секты. Финансируют, главным образом, пропагандистов. В любом обществе всегда хватает буйных, но они, как правило, стараются сами себя сдерживать, потому что понимают, что общество может их попросту задавить. Но если эмоционально или психически неуравновешенному человеку начать внушать, что его свобода — высшая ценность, то в конечном итоге вы добьетесь, что все буйные выйдут на поверхность и сформируют толпу, к которой примкнут и другие люди, которые в нормальных обстоятельствах вели бы себя совсем по-иному.
К слову, в своих странах те же мигранты ведут себя по отношению к европейкам вполне вменяемо, поскольку там государство прекрасно понимает, что туристы его кормят. И на любого, кто попытается причинить ущерб туристу или туристке, оно навалится со всей своей мощью.
— Для россиян уже закрыты Египет, Турция…
— Ну не совсем уж закрыты. Действует принцип: хотите — поезжайте, но только на свой страх и риск. Теперь, что касается Египта. Совершенно понятно, что игиловцам все равно, кого из туристов убивать. Они, конечно, будут рассказывать, что мстят русским, но на самом деле им сейчас все равно.
Пока государство в Египте сильное, оно будет жестко давить всевозможных мусульманских фанатиков. Скажем, знаменитые "Братья-мусульмане", которые устроили переворот в 2011 году, через год были просто свергнуты военными. А до того, как организовали переворот, из тюрем не вылезали. Потому, что, во-первых, лозунги, которые они рекламируют в качестве исламских, уже давным-давно признаны египетскими богословами антиисламскими.
Во-вторых, потому, что пока государство в Египте было сильным, оно прекрасно понимало, что эти "братья" представляют для него угрозу.
Поэтому сейчас террористы в Египте будут нападать на любых туристов, любой ценой и любым способом добиваться ослабления туристского потока, именно для того, чтобы ослабить государство. Добиться, чтобы народ, во-первых, обнищал, а во-вторых, связал свое обнищание с существованием сильного государства, и перестал его поддерживать.
— Давайте вернемся и сопоставим два события, хотя они явно неравнозначные. Я имею в виду выступление Обамы перед конгрессом, в котором он снова завел пластинку о том, что американцы -исключительная нация, и заявление какого-то советника Порошенко, что русские то ли тараканы, то ли еще какие-то насекомые. Последнее заявление у нас сразу объявили чуть ли не нацистским, а в словах Обамы никто ничего радикального не углядел. Почему?
- Напомню: идеи нацизма и расизма — это идеи не просто европейские, а изначально англосаксонские. Соответственно, страна, сформированная в основном беглыми англосаксами, и таким образом, вобравшая в себя все худшее, что было в англосаксонской культуре, поскольку бежали туда те, кто в народе не мог ужиться: во-первых, крайние индивидуалисты, во-вторых, люди, не умеющие зарабатывать в условиях более или менее равноправного взаимодействия с соседями.
Естественно, такая страна по определению должна была стать образцово расистской, образцово агрессивной и образцово тянущей одеяло на себя. Точно так же, как Россия, сформированная людьми, которые даже в самых далеких странствиях никогда не теряли связи с родиной: даже знаменитые землепроходцы, проводившие в походах по Сибири по многу лет, все равно постоянно держали в уме необходимость возвращения на родину.
Страна, сформированная из людей, заведомо не желающих отрываться от других, естественным образом будет являть черты массового сознания, прямо противоположного американскому. Поэтому при всем сходстве, обусловленном тем, что и мы, и американцы решали задачи хозяйственного освоения громадных, труднодоступных и не очень удобных земель, делалось это совершенно разными способами, на основе разной психологии.
Поэтому и различий у нас едва ли не больше, чем общего. Поэтому я совершенно согласен с Обамой в части исключительности американцев, поскольку такую естественным образом сложившуюся концентрацию черт личностей, неудобных для общества, больше нигде не найти.
В 1994 году наша семья получила статус беженцев в Соединенном государстве Америка. Но возможностью уехать туда на льготных условиях мы так и не воспользовались — все остались на родине. А когда меня спрашивают, почему, я обычно цитирую старый латинский стих: Caelum non animum mutant qui trans mare currunt — "небо, а не душу меняют те, кто уходит за море". Если вы уходите от проблем на родине, большую часть этих проблем вы так или иначе, но возьмете с собой.
— Тут нельзя не вспомнить слова того же Порошенко, что для настоящего украинца первый язык это украинский, а второй язык — английский. Украинский на встрече с журналистами он, правда, позабыл, но все равно.
- Что на это сказать? Во-первых, несмотря на полуторавековые усилия по изготовлению отдельного украинского языка, и отдельного украинского народа, украинский язык все еще остается одним из диалектов русского, а украинский народ — одной из ветвей народа русского. Ветка, конечно, своеобразная, но так слава Богу, у нас разнообразных веток хватает. Любой, для кого Россия не исчерпывается Москвой, а Москва — Бульварным кольцом, прекрасно знает, насколько разнообразны русские.
Во-вторых, это показывает, что украинский диалект русского языка так и не укоренился в жизни. Собственно, в 2008 году, когда Институт Гэллапа проводил большой опрос о положении дел на постсоветском пространстве, респондентам предлагали на выбор опросники на русском или на каком-нибудь местном языке.
На Украине пять опрашиваемых из шести выбирали для заполнения листы с вопросами на русском языке. То есть, украинский язык там реально не бытовой. Эпизод с Порошенко лишний раз доказал лишь то, что я говорю уже много лет: на Украине процветает не украинский национализм, а украинский сепаратизм. Это попытка оторвать часть единого русского народа от остальных русских. И то, что для этого придумали украинский народ и украинский язык, не делает ни украинский народ, ни украинский язык реальностью для самих жителей Украины.
В общем, человек, испокон веков русский, и при этом постоянно извиняющийся за то, что забыл родной украинский язык — это довольно распространенный типаж на нынешней Украине. Что лишь доказывает, что злокачественная пропаганда так же агрессивна, как злокачественные опухоли.
— Бороться с ней надо, и решительно.
- То, что Борис Грызлов, новый российский "надзиратель" над внутриукраинскими переговорами, счел необходимым поговорить не только с бывшим президентом, но и с тем, кто, кого американцы сейчас считают президентом, лишь доказывает тот факт, что Россия не оставляет попыток заставить Порошенко осознать степень собственной ответственности за собственное преступление.
Кстати, что касается выборов в ДНР И ЛНР в соответствии с законами Украины, на чем настаивает сегодня Киев. Насколько я могу судить, власти Донецкой и Луганской народных республик, в принципе, располагают не только технической возможностью проведения выборов в полном соответствии с этими законами, но и располагают даже технической возможностью обеспечить безопасность в ходе предвыборной кампании представителям таких явно преступных организаций, как, скажем, "Всеукраинское объединение "Свобода", или политическая партия "Правый сектор".
Поэтому ничто не препятствует проведению выборов с участием всех представленных на Украине политических сил, кроме нежелания самого Киева допускать своих боевиков к участию в них, поскольку результат уже сейчас совершенно предсказуем. Киев же просто не желает прилюдно позориться. Злонамеренное невыполнение Минских соглашений очевидно только со стороны Киева.
— Киевские политики с самого начала в разной форме демонстрировали свое нежелание и неготовность их соблюдать.
— Со своей точки зрения они совершенно правы. Строгое выполнение всех Минских соглашений приведет Украину в состояние безопасное для нее самой, а эти люди выдвинулись наверх на волне повышенной опасности. В безопасном состоянии им делать нечего.
— А что вы скажете о том, что в связи с запретом транзита через территорию Российской Федерации Украины отправила в Казахстан экспериментальный поезд по маршруту "Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан"?
- Еще в советские времена и на Черном, и на Каспийском морях было довольно много железнодорожных паромов. Действовала и паромная переправа "Ильичевск-Варна". На ней работали четыре парома, и каждый из них вмещал более сотни железнодорожных вагонов. Кроме того, есть довольно много контейнеровозов, и, насколько я знаю, так называемая "южная ветка Шелкового пути", идущая из Китая опять же через Казахстан, Азербайджан и Грузию, тоже рассчитана на контейнерные перевозки.
Так что транзит грузов из Украины в Казахстан по этому направлению вполне реален. Другое дело, что затраты будут заметно выше, чем при движении железной дороги без перевалки, и времени все это займет больше.
Другое дело, что пропускная способность этого маршрута в десятки раз меньше пропускной способности железных дорог. Но на фоне того, что Вашингтон, Брюссель и Киев делают все, от них зависящее, чтобы уничтожить промышленность Украины, и объем торговли с Казахстаном в ближайшее время упадет, вполне хватит и этой пропускной способности. В общем, это просто некое политическое, не экономическое действо, которое, правда, показывает, насколько ничтожен сейчас сам товарообмен между Украиной и Казахстаном.
Интервью к публикации подготовил Сергей Валентинов
Беседовала