Министр обороны США Эштон Картер объявил на экономическом форуме в Давосе, что Америка "введет войска" в Ирак, чтобы помочь местным силам в борьбе с экстремистской группой "Исламское государство" (ИГ). Это будет сделано силами 101-й Воздушно-десантной дивизии в составе Второй отдельной бригады. Почему молчит российское руководство и МИД?
Неделей ранее Картер посетил место расквартирования 101-й дивизии в Форт Кэмпбелл, Кентукки, где обозначил количество посылаемых военнослужащих — 1300 десантников, сообщил портал Military. com. Они будут расквартированы в Багдаде и Эрбиле для подготовки иракской армии и курдских ополченцев "пешмерга", которые, как ожидается, в ближайшие месяцы двинутся в сторону Мосула, где расположена штаб-квартира "Исламского государства".
Эту же тему глава Пентагона обсудил на встрече с коллегами по НАТО в Париже 20 января и в статье, опубликованной в газете Politico. В ней количество военнослужащих возросло до 1800 солдат. "Теракты в Париже и Сан-Бернардино и в других местах подчеркивают необходимость этой кампании", — считает Картер.
Как сообщает AP, первые 500 десантников отправятся в Ирак в феврале, остальные — "поздней весной". Напомним, что в 2003 году именно 101-я дивизия в операции против армии Саддама Хусейна захватила Мосул, но была выведена из Ирака в конце 2006 года.
"Это стратегический ход, который позволит местным силам взять и удержать (Мосул), но не будет пытаться заменить их", — сказал Картер. Хотя присутствие США в Ираке и Сирии нарастает, но впервые о "введении войск" говорит высшее официальное должностное лицо.
Интересно в этом смысле замечание Картера, что надо взять не только Мосул, но и Ракку, а это уже столица ИГИЛ в Сирии. Вашингтон видит успешное наступление коалиции России и Сирии и боится, как бы и Багдад не попал в зону влияния Москвы.
Дамаск, впрочем, тут же отреагировал. Сирийский посол в России Риад Хаддад подчеркнул, что военное вмешательство в дела Сирии без санкции Дамаска будет расцениваться как агрессия.
Заметим, однако, что Ракку можно брать и руками сирийских курдов. Кстати, прошла информация, что именно они предоставили американцам аэродром в городе Рамилан в провинции Эль-Хасаке.
Ракку американцы, безусловно, будут пытаться брать, но пока речь все же идет о небольшой операции именно в Ираке. Большего не позволяют сами американские законы.
Президент США может ввести небольшой контингент самолично, но должен уведомить конгресс о начале военной операции в течение 48 часов после ее начала. Чтобы продолжить боевые действия, глава государства должен заручиться одобрением конгресса в течение 60 дней. Этот срок может быть продлен еще на 30 дней по просьбе президента. Тот состав конгресса, который есть, — республиканский, он не даст Обаме такого согласия хотя бы просто из-за предвыборного противостояния.
Да и демократам "ввод войск" сегодня не нужен. США вывели свои войска из Ирака в 2011 году, выполняя предвыборное обещание Обамы, который назвал войну в Ираке "несправедливой". После активизации ИГИЛ, 7 августа 2014 года Вашингтон объявил о начале "ограниченных", "гуманитарных" авиаударов по защите этнического меньшинства (курдов) в Иракском Курдистане.
Для этого используется аэродром подскока в Турции — база "Инджирлик". Если президент США примет решение о "вводе войск", это встретит шквал критики и протесты, так как это не будет "маленькая победоносная война", будут жертвы. Нужда ли демократам такая "кампания" накануне выборов? Предшественник Картера Леон Панетта заявил, что борьба против ИГ будет продолжаться 30 лет. Так стоит ли торопиться?
Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков считает, что заявления Пентагона о начале "ввода войск" — это пиар-компания, чтобы "перехватить инициативу в борьбе с террористами на Ближнем Востоке". "Сухопутная операция, о которой сейчас говорят, — это пока операция в основном пиар-политического плана", — сказал Пушков в эфире телеканала "Россия 1". Поскольку о таких операциях не говорят, их готовят секретно, заметил Пушков.
Официальной реакции из Кремля не было, скорее всего, Россия уже уведомлена, и пока речь идет не о Сирии, Москва вмешиваться не будет. Те 200-300 американских спецназовцев, которые обучают сирийских курдов, не доставляют нам беспокойства, так как не могут вести самостоятельные боевые действия.
В принципе, руководство России неоднократно заявляло, что любая военная операция такого рода должна получить разрешение Совбеза ООН или просьбу легитимного правительства Ирака или Сирии.
"Скорее всего, американцы проведут эту идею через Совбез ООН, — сказал Правде.Ру Арсен Хизриев, младший научный сотрудник Центра стран Азии и Ближнего Востока РИСИ. — Удары западной коалиции весьма слабо влияют на ситуацию, нужно принимать какие-то новые решения. Поэтому они и говорят о возможной наземной операции.
Им также надо проконтролировать турецких солдат, которые вошли в Иракский Курдистан. Мне кажется, что операция даже в большей степени будет обсуждаться между США и турецким руководством и руководством Иракского Курдистана, чем с центральным правительством Ирака. Потому что Багдад мало контролирует то, что происходит на границе с Сирией".
По мнению Арсена Хизриева, России выгодно, чтобы американцы начали военную операцию в Ираке, потому что присутствие Америки несколько ограничит Турцию в ее действиях и будет "держать Эрдогана в узде". С другой стороны, "для России всегда выгоден не распадающийся, не вулканизированный Ирак, и какое-то подобие стабильности на этой территории".
Разумеется, открывается большое поле для политических спекуляций, но эксперт не видит прямого противодействия на поле Ирака между Россией и США.
"Вмешательство Соединенных Штатов Америки и других подразделений НАТО непосредственно в наземную операцию говорит об успешности действий коалиции во главе с Россией, - сказал Правде.Ру Александр Перенджиев, военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. — А также показывает, что фактически объявляется вторая военная операция против Сирии, против Асада — под прикрытием операции в Ираке".
"Вероятно, определенная территория Сирии будет взята под контроль войсками США и НАТО, и мы можем столкнуться в дальнейшем с такой проблемой, как разделение страны на две части — пророссийской и проамериканской". В этом случае Запад будет контролировать нефтяные месторождения Сирии и будущие газопроводы из Катара в Европу".
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru