Вызов Польши "на ковер" в еврокомиссию по обвинению в нарушении демократических норм закончился тем, чем и должен был, - ничем. Вице-председатель ЕК Франс Тиммерманс попенял Польше на попытку ограничить полномочия Конституционного суда, выразил обеспокоенность судьбой "общественных СМИ", пригрозил приехать в Варшаву и во всем разобраться - вот и все.
Итак, вызов Польши "на ковер" в еврокомиссию по обвинению в нарушении демократических норм закончился тем, чем и должен был, — ничем. Вице-председатель еврокомиссии Франс Тиммерманс попенял Польше на попытку ограничить полномочия Конституционного суда (в Польше его называют Трибуналом), выразил обеспокоенность судьбой "общественных средств массовой информации", пригрозил приехать в Варшаву и во всем разобраться — вот и все.
Никаких санкций или тем более лишения Польши права голоса в Совете ЕС (орган, реально принимающий решения в Евросоюзе) никто так и не увидел.
В заявлении Тиммерманса говорится лишь, что целью еврокомиссии на данном этапе является "выяснение фактов и начало диалога с польскими властями без предварительных условий и угроз". Что, факты нельзя было выяснить раньше?
Почему так получилось и повторится ли та же ситуация на заседании европарламента 20 января, где Польшу будут обсуждать под председательством двуличного немца-председателя Мартина Шульца — человека, который то обвиняет новые польские власти в "государственном перевороте", то объявляет себя их другом?
Очевидно, все будет зависеть от уступок, на которые пойдет (или не пойдет) победившая на недавних выборах партия "Закон и с справедливость" (в Польше она выступает под аббревиатурой PiS — Prawo I Sprawedliwosc). Ведь чего хочет еврокомиссия в первую очередь? В первую очередь она хочет сохранения у руля в крупнейших государственных и частных СМИ сторонников ЕС — то есть лоббистов "партнерских связей" (так в Польше называют гомосексуальные союзы), ограничителей влияния костела (не секрет, что отношение ЕС к христианству далеко не позитивно) и т. д.
Между тем новое правительство, сформированное PiS, попыталось в мягкой форме выполнить волю большинства избирателей, не желающих, чтобы за народные деньги в стране шла пропаганда "права женщин на аборт", равноценности гомосексуальных и нормальных браков и т. д. Воля избирателей была проведена через смену ряда менеджеров "общественных" СМИ — что вызвало бурю возмущения в Брюсселе.
Вторым камнем преткновения стала смена победившей на выборах партией PiS ряда судей Конституционного Трибунала: ведь именно через конституционные суды Евросоюз имеет обыкновение блокировать консервативные реформы. Примет парламент, например, в Венгрии, что христианство является "духовным фундаментом законодательства страны" — а местный Конституционный суд по наущению Брюсселя эту законодательную новацию блокирует: она, мол, противоречит такой-то европейской хартии о свободе вероисповедания или еще какому-то "европейскому" документу.
Интересно, что при этом Евросоюз никак не волнуют куда более возмутительные действия и высказывания представителей нового кабинета министров Польши, если только они направлены против России. Так, например, новый министр иностранных дел Витольд Ващиковский еще до назначения "обмолвился" по телевидению, что он не хотел бы видеть в европейских университетах "детей российских олигархов" (при этом, очевидно, отличать олигархов от просто состоятельных родителей будет сам г-н Ващиковский).
Тогда же Ващиковский предложил запретить приезд на международные соревнования российским спортсменам — из-за действий российских властей на Украине. В других своих высказываниях Ващиковский высказался за то, чтобы Польша не соблюдала принятый еще в 1997 году Основополагающий акт отношений России с НАТО, потому что, мол, принимался он еще до вступления Польши в НАТО в 1999 году.
Причем глава польского МИД не скрывает, зачем ему это нужно: он мечтает разместить в Польше американское ядерное оружие, а Основополагающий акт такое размещение запрещает.
Так что и сторонники, и оппоненты ЕС в польской политике едины в главном — в своей русофобии. (О русофобских выходках "либеральных" министров Сикорского и Схетыны, представлявших ушедшую в оппозицию "Гражданскую платформу", напоминать не нужно: всем памятны и "взятый украинцами" Освенцим от Схетыны, и рассказы Сикорского о намерениях Путина пойти после Украины войной на Восточную Европу).
Итак, стоит ли России в этом конфликте ЕС и Варшавы становиться на чью-либо сторону? Думается, что нет, поскольку борьба идет не между плохой и хорошей силами, а между двумя плохими. Никакую свободу и демократию Евросоюз не защищает — он защищает своих лоббистов. Но и "Закон и справедливость" защищает прежде всего свои собственные интересы и часто ведет себя аморально — и в отношении России, и в отношении поляков.
Если "Закон и справедливость" пойдет на уступки, вернув на работу часть "проевропейских" медиа-менеджеров, никакой резолюции по Польше 20 января европарламент, скорее всего, не примет. И тогда вопрос закроется сам собой.
Если же ЗиС продолжит сопротивление, ему наверняка придется искать союзников среди других стран ЕС — в том числе в лице таких неплохо относящихся к России стран, как Венгрия или Греция. И тогда на горизонте польско-российских отношений может в далекой перспективе забрезжить что-то вроде улучшения. В ближайшее время шансов на улучшение нет.