"2016-й будет годом больших испытаний"

Источник фото: AP

Зарубежные издания, делая прогнозы на 2016 год, особое внимание уделяют проблемам, которые, на их взгляд, будут актуальными в наступившем году. К ним относят миграционный кризис в Евросоюзе, ситуацию на Ближнем Востоке, экономический кризис, возможные перевыборы в Португалии и Испании. Эти прогнозы Pravda. Ru комментирует профессор МГИМО, политолог Елена Пономарева.

"Исламское государство", или ДАИШ

- Каких еще испытаний ждать в новом году?

- Наступивший 2016 год, к сожалению, принесет серьезные испытания, причем не только для Европы, но и для всего мира в целом. И в этом смысле надо быть реалистами. Показательно, что западные издания начинают свои прогнозы именно с оценки вызовов и рисков, которые ожидают и Европу, и мир.

И в этом смысле российские аналитики солидарны с западными коллегами, но, единственное, речь, наверное, должна идти о приоритетах вызовов.

На первое место я бы не поставила грядущие, возможно, досрочные выборы в Португалии. На самом деле речь идет о влиянии серьезных глобальных проблем на европейскую политику. Это рост угроз, связанных с международным терроризмом, и, прежде всего, деятельностью так называемого "Исламского государства", или ДАИШ.

Происхождение этого террористического монстра связано с деятельностью международных структур западного толка, прежде всего, как государств, так и наднациональных организаций. Именно Европа стояла у истоков разрушения суверенных сильных национальных образований, пусть даже авторитарного толка, прежде всего, речь идет о Ливии, Ираке, Сирии, которые сдерживали те радикальные группы, которые сегодня играют чуть ли не первую скрипку в мировой политике.

И закрыться от международного терроризма какими угодно стенами, шенгенскими или иными, невозможно. Мир сегодня настолько стал взаимопроникаем, что отделить внутренние действия от внешних действий фактически невозможно.

- Как противостоять этой угрозе?

- Только совместными усилиями. И в этом смысле очень важна и актуальна позиция РФ, которая призывает к созданию единой коалиции в борьбе с ДАИШ.

Речь идет не только о массированных бомбардировках — это тоже важный элемент, но здесь нужно отрубать экономические, финансовые хвосты этому глобальному риску. Без поддержки наднациональных структур, таких как Европейский союз, без поддержки со стороны банковского мирового сообщества, победить эту угрозу невозможно.

Миграционный кризис

- Как будет развиваться миграционный кризис?

- Это следующий риск 2016 года, он напрямую связан с террористической угрозой. Простым размещением беженцев в Турции, Германии, в балканских странах его не решить. Необходимо создать все необходимые условия для возрождения, воссоздания или создания сильных национальных образований на Ближнем Востоке.

Нужно поддержать здоровые силы арабских стран и вообще мусульманского мира по созданию серьезных, светских, цивилизованных государств там.

Экономический кризис

- К серьезным рискам относят и экономические проблемы?

- В этот клубок вписываются и падение, например, цены на нефть, неконтролируемые поставки, которые, мы знаем, осуществляются с Ближнего Востока и в которые активно включаются уважающие себя вроде бы транснациональные компании, как "Бридж-Петролиум", "Шелл" и другие структуры.

Да и опять же, финансовый блок, который покупает дешевую нефть у полукриминальных структур. К экономическим вызовам относится и возможность создания Трансатлантического партнерства, которое активно втягивает Европу и США.

Многие европейцы, как бизнесмены, так и политики, это понимают, но пока конкретных шагов они не делают в том, чтобы противостоять этому. Такое партнерство исключительно в интересах американских компаний, и фактически несет собой разорение экономики ЕС, как целиком, так и отельных стран.

С экономикой связан еще один риск, связанный с Россией: это продление санкций, которое сделал ЕС на ближайшие полгода, при том, что и европейские бизнесмены, и европейские политики в значительной своей части понимают, что эти санкции обоюдные, они несут риски не только для России. Наша страна самодостаточная, мы можем противостоять этому вызову, но не Европа.

Еще один важный риск, связанный как с экономикой, так и с геополитикой — продолжающееся расширение НАТО, возможность включения Черногории в Североатлантический альянс, который на самом деле не представляет возможности защиты тех государств, которые в него вступают. Этот НАТОвский зонтик не в состоянии спасти страны от террористов, от радикальных элементов, не способен принести благополучие в государства, которые в него включаются — это лишь расширение американского влияния в уже военной сфере, это продолжающая утрата суверенитета.

Что касается внутренних проблем ЕС, то это усиление националистических и правых настроений в ряде европейских государств. В данном случае речь идет не только, например, о росте популярности партии Марин Ле Пен во Франции, но и значительном росте популярности таких националистических структур, как, например, "Настоящие финны", как партия "Юбик".

Националисты и правые в Европе

- Фактически в любой стране, которая испытывает давление миграционной волны, возрождаются националистические настроения. Чем это чревато?

- Можем вспомнить недавние и относительно давние уроки истории. Я имею в виду рост националистических настроений в Германии в 30-е годы и в ряде стран, которые стали союзниками уже гитлеровской Германии накануне Второй мировой войны. Это все принесло Европе невыразимые страдания и катастрофические последствия.

Необходимо отойти от конфронтации ЕС с Россией. Мы должны не просто слушать друг друга, но и слышать друг друга.

Как свидетельствует история, спокойные времена для Европы всегда наступали, когда было замирение со всеми соседями, прежде всего с Россией.

Дестабилизация Евросоюза

— Что касается Франции, как она себя будет позиционировать?

- Думаю, что серия терактов, которая была неслучайно осуществлена именно 13 числа (в так называемую "черную пятницу"), была символической меткой французскому правительству и французскому обществу. И я исхожу из того, что такого рода теракты готовятся достаточно тщательно, в них могут быть задействованы не просто десятки, но сотни людей.

- А что будет, если ЕС не сохранится?

— Значит должны сохраниться национальные образования. Соответственно, в этом ключе нужно развиваться. И, естественно, речь не идет о том, что ЕС разрушится завтра, в следующем году, это длительный процесс. Но то, что ЕС трансформируется, — это уже совершенно очевидно.

Беседовала